№ 1(36) (2020): Опубликован 31 марта 2020

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2020/1(36)/1017

ВИДЕОИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена исследованию видеоигр в контексте постнеклассической культуры. С одной стороны, видеоигры являются порождением современной культуры, находящейся на постнеклассическом этапе своего развития, связанном с новым типом рациональности и философским дискурсом постмодерна. С другой стороны, видеоигры как новые медиа, обладающие мифотворческой силой и вовлекающие субъекта в свое пространство, приводят в действие архаические семантические пласты. Видеоигры оказывают значительное влияние на массовое сознание, формируя идейные и ценностно-смысловые установки, и могут быть исследованы как продукт мифотворчества и мифодизайна. Цель статьи – исследовать видеоигры как неомифологический феномен в контексте постнеклассической культуры. Методы: общефилософские методы исследования, сравнительно-исторический метод, герменевтический анализ, методы прикладной людологии. Результаты. Выделены и описаны основные черты постнеклассической культуры. Видеоигры исследованы как продукт постнеклассической культуры, отражающий основные ее характеристики и опыт мироощущения современного человека. Сделан вывод о том, что постнеклассическая культура, легитимизируя различные типы рациональности и дискурса, приводя к образу нестабильного, хаотичного и неравновесного мира, актуализируя вытесненные прежде классической культурой архаические представления, оказывается близка мифу в своем мировоззрении. Видеоигры как неомифологический феномен демонстрируют следующие черты постнеклассики: эклектичность, использование техники бриколажа, символизм, сотворчество и нелинейность.

Ключевые слова:

Видеоигра, постнеклассическая культура, игра, постмодерн, миф, бриколаж, эклектика, символизм, нарратив, нелинейность, сотворчество

Авторы:

Екатерина Владимировна Галанина

Юрий Михайлович Шаев

Скачать pdf