№ 3(26) (2017)

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЗАЩИТУ ИДЕАЛИЗМА

Актуальность обусловлена запросом в обществе на абсолютные ценности как фундаментальную потребность человека, которая не находит реализации в условиях господства «антиабсолютистких» (позитивизм, постмодернизм) тенденций в духовной культуре. Такая ситуация связана с кризисом и дискредитацией вневременных универсалий и констант духовной жизни европейской цивилизации (от Платона до Достоевского), которые можно суммировать в понятии «идеализм». Цель: показать, что идеалистическое мировоззрение не есть некоторая догматическая система взглядов, но неустранимый фактор в развитии не только европейской, но и мировой культуры в целом на примере опыта оправдания идеализма в работах русских религиозных философов. Методы исследования: аналитический, компаративный и герменевтический. Результатами исследования являются следующие аргументы в защиту идеализма, выявленные в текстах русских религиозных мыслителей (В.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского): 1. Тождество идеализма и философского мышления и невозможность последнего вне идеализма. 2. Неразрывность идеализма и религиозного чувства как стремления к Абсолюту. 3. Неустранимость криптометафизических, крипторелигиозных, криптофилософских убеждений из научного мышления. 4. Разрешение нравственных проблем возможно только в сфере метафизики и не подвластно научному познанию. 5. Ценность философии, равно как и метафизики, не в том, чтобы раскрывать сущность существующих вещей, а в том, чтобы предполагать, каким мир может быть. 6. Направленность познающего на познаваемое или одного сущего на другое выявляет не разрозненность различных существ, а их единство, что указывает на наличие идеальных отношений в бытии сущего.

Авторы:

Антон Павлович Семенюк

Скачать PDF Скачать PDF