№ 3(38) (2020): Опубликован 30 сентября 2020

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2020/3(38)/1026

БЕЗБАРЬЕРНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ Г. ТОМСКА

Актуальность. Современная образовательная система Российской Федерации регулярно  подвергается различного рода изменениям, которые в настоящее время ориентируются на политику открытости и доступности. С подписанием и ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов Россия взяла на себя обязательства по обеспечению социального участия людей с инвалидностью в жизни общества. В настоящее время стратегической целью государственной политики в области образования является его универсальность, доступность образовательного пространства для удовлетворения образовательных потребностей всех граждан страны. Цель работы – выявление актуального состояния инклюзивного образования в вузах города. Объектом исследования является безбарьерная архитектурная среда учебных корпусов вузов г. Томска для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения (n = 17), а также студенческие группы, в которых обучаются студенты с инвалидностью и в которых таких студентов нет. Предметной сферой определены состояние, доступность и возможность освоения социального и физического пространства при получении высшего образования в инклюзивном формате. Основные методы исследования – социальная экспертиза, наблюдение на основе выделенных критериев оценки, методика «Синквейн», которая позволяет анализировать и объединять разные высказывания с учетом оценки контекста. В результате использование качественной стратегии позволило проанализировать условия, отражающие особенности безбарьерной среды в вузах.

Ключевые слова:

Инклюзивное образование, безбарьерная среда, студенты с инвалидностью, принимающее, исключающее, нейтральное, противоречивое отношение

Авторы:

Анастасия Леонидовна Носова

Вера Вениаминовна Орлова

Скачать pdf