№ 3(38) (2020): Опубликован 30 сентября 2020
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2020/3(38)/1037
ИДЕОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Актуальность статьи обусловлена, с одной стороны, популярностью концепции «мягкой силы», а с другой – масштабной трансформацией общества традиционного типа в так называемое «общество потребления». Цель – анализ механизма ненасильственного управления (т. н. «мягкая сила») социумом на основе эксплуатации практик «общества потребления». Генезис и функционирование общества потребления – основные современные глобальные проблемы, привлекающие внимание исследователей из разных сфер научного знания. Современное общество потребления базируется на следующих столпах: экономическом (массовое потребление), социальном (урбанизация) и идеологическом (внедрение установки «казаться, а не быть» в массовое сознание). Есть все основания утверждать, что проблематике взаимосвязи общества потребления с его атрибутивными чертами и механизмами «мягкой силы» в отечественной и зарубежной науке не уделяется должного внимания. Данное исследование ставит перед собой именно такую цель – краткий анализ этих двух феноменов в обозначенном выше контексте. По мнению А. Грамши, удержание власти включает в себя не только принуждение, но и убеждение. Любое государство, независимо от того, какой класс в данный момент является доминирующим, опирается на два фундаментальных столпа – силу и согласие («мягкое насилие»). В содержательном плане стремление потреблять выступает главным мотивом жизни современного человека. Поэтому управление этими мотивами становится стержневым элементом стратегий властвования в современном обществе. В статье впервые предпринимается попытка охарактеризовать перспективы эволюции российского сегмента «общества потребления» через призму деградации трудовой этики в России.
Ключевые слова:
«Мягкая сила», «общество потребления», технологии власти