№ 4(43) (2021): Декабрьский номер

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/4(43)/1045

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРАКТИК ПОТРЕБЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ

Актуальность. Работа обращает внимание на проблемы формирования практик потребления в старшем возрасте как быстрорастущего рыночного сегмента (темп прироста, по данным Всемирного банка, − 3 % в год). Цель − выявить тенденции изменения потребительского поведения в условиях социальных ограничений и определить доступность новых цифровых социальных сервисов для пожилых людей. Методы: в качестве эмпирической базы используются данные социологических опросов, проведенных в ноябре 2020 г. (N=60) и в марте-апреле 2021 г. (N=400; 55+) на территории Томской области. В результате установлено, что низкая потребительная способность влияет на формирование практик потребления. Выявлен институциональный разрыв высоких потребностей в социальных услугах и низкого спроса на созданные социальные сервисы.  Выводы: практики потребления в старшем возрасте гетерогенны, значительное влияние оказывают дефицит финансовых ресурсов и ценностные установки помощи ближнему кругу, возникают стратегии экономии на самом необходимом. Субъективная оценка респондентов институтов социальной поддержки крайне низкая. Выявлено, что только в сфере социальной помощи создаются новые практики дистанционного взаимодействия на основе цифровизации сервисов социальных услуг. Практики дистанционного обращения за материальной или медицинской помощью не сформировались. Доверие к институту государственной поддержки крайне низкое, новые цифровые сервисы не оказывают существенного влияния на поддержание уровня и качества жизни в условиях социальных ограничений старшей возрастной группы.

Ключевые слова:

активное долголетие, практики потребления, ресурсный потенциал, экономика старения, институциональная экономика, благополучие, социальные институты

Авторы:

Елена Михайловна Рождественская

Скачать pdf