№ 1(40) (2021): Опубликован 31 марта 2021

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/1(40)/1051

ПАРТИСИПАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассматриваются понятие, специфика и значение проектирования в комплексном развитии учреждений среднего образования. Автор осуществляет анализ с позиций социологической теории, в дискурсе социологии управления. Раскрывается понятие проекта и проектирования как формализованной деятельности по определению проблематики и планирования ряда мероприятий, направленных на решение проблем. Кратко описывается типология проектов, выделяются их формы (услуга, мероприятие), а также характер (инновационные, поддерживающие). В краткой форме изложен генезис идей проектирования в рамках социологической науки в русле воззрений О. Конта, Р. Парка, Э. Берджесса, Т. Лукмана. Обозначены современные тенденции социологического анализа проектирования. Обосновывается, что партисипативное проектирование может быть направлено на формирование активной образовательно-воспитательной среды развития в учреждении среднего образования. Такая среда детерминирует рост качества предоставления образовательных услуг и их результатов в ходе проведения особого рода сконфигурированных мероприятий, с участием не только членов администрации, но и всех заинтересованных участников образовательных отношений – школьников, родителей, СОНКО и т. д. Культивируется и раскрывается принцип партисипативности в процессе проектирования. Сами акторы участвуют в проектировании и реализации проекта, в котором они заинтересованы. В результате эффективность такого продукта возрастает в разы. А сам проект становится катализатором формирования командных взаимоотношений внутри и между различными сообществами (управление, учителя, ученики, родители и пр.). Вывод: партисипативное проектирование обладает потенциалом образования особого типа среды развития в рамках учреждения среднего образования.

Ключевые слова:

Проект, социальное проектирование, партисипативный проект, активная образовательно-воспитательная среда развития

Авторы:

Елена Викторовна Алешина

Скачать pdf