№ 4(39) (2020)

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2020/4(39)/1058

ВЛАСТЬ-СПЕЦЭФФЕКТ: ГЕНЕЗИС И ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАДИЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ФИЛЬМА УЖАСОВ

Актуальность. Установление зависимости номенклатуры и характера художественных и технических приемов, применяемых в кинематографе, от социокультурного и политико-идеологического контекста представляет значимую научную проблему и позволяет сформировать новое, междисциплинарное предметное поле в современных культурологических исследованиях. Цель: проанализировать направленность эволюции визуальной и политической сущности кинематографических спецэффектов в контексте историко-культурных трансформаций западного общества в конце XIX – начале  XXI вв., а также особенности их использования в традиции американских фильмов ужасов.  Методы. В статье использован ряд методов, позволяющих осуществить компаративистский, семиотический и психоаналитический анализ сущности и художественной практики использования спецэффектов в голливудском кинематографе. Результаты. Формирование художественной практики американских фильмов ужасов напрямую связано с использованием технических приемов, позволяющих удерживать постоянный зрительский интерес к этой кинопродукции. Спецэффекты в различных киножанрах становятся результатом переосмысления опыта циркового, театрального и фотоискусства в процессе конструирования танатологической гиперреальности, вытесняющей образы предметного мира и замещающей их динамичными иллюзиями. Резкая эскалация применения этих технических приемов свидетельствует о появлении новых инструментальных возможностей создания и продвижения вторичной реальности. Непрерывно усугубляющийся разрыв между наличным и кинематографическим миром демонстрирует рост отчуждения публики от традиционных форм социальной практики, что обуславливает скачок симулятивных экспериментов в фильмах ужасов и всевозрастающий интерес власти к визуальным способам привлечения, удержания и бессознательного управления вниманием и поведением массового зрителя. Выводы. Спектр кинематографических спецэффектов создает визуальную технологию управления страхом, формирует особый хоррор-габитус, что представляет собой коммерчески прибыльную и наиболее востребованную политико-идеологическую задачу голливудского фильма ужасов. 

Ключевые слова:

Американские фильмы ужасов, власть-спецэффект, хоррор-габитус, гиперреальность, симуляция, визуализация, массовая культура

Авторы:

Сергей Анатольевич Маленко

Андрей Григорьевич Некита

Скачать pdf