№ 2(41) (2021): Опубликован 30 июня 2021 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/2(41)/1095
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ: ГОРОД ДЛЯ ДЕТЕЙ
Актуальность заключается в постановке проблемы анализа роли детей в проектировании ориентированной на них городской среды, в которой они развиваются и растут. Цель − исследование методов включения детей в процесс принятия решений по вопросам городского проектирования (как полноценных участников), в ходе которого формируется активная городская среда развития. Объектом выступает городская среда как совокупность условий жизнедеятельности детей. В качестве предметной области избрана возможность применения концепции и методологии партисипативного проектирования при формировании городской среды, дружественной детям. Выводы основаны на анализе ситуации вокруг создания городов, доброжелательных к ребенку, а также различных последствий, связанных с подчеркиванием значения интеграции, институционализации и инноваций. Интеграция подразумевает вовлечение детей в разработку проектов, ориентированных на них; институционализация – необходимость создания соответствующих структур и учреждений, которые удовлетворяют потребности детей на практике; инновация предполагает новые способы включения детей в сценарии городского развития как полноправных участников гражданских процессов. Другими словами, должна быть интеграция идей, действий и знаний, а также институционализация позитивного социального опыта и инновация эффективных способов удовлетворения потребностей ребенка. Авторы также пришли к заключению о том, что основная проблема среды современных городов заключается в ее недружелюбности по отношению к потребностям детского развития, низком образовательно-воспитательном потенциале, поскольку среда существенно ограничивает возможности активной деятельности детей.
Ключевые слова:
Проектирование, партисипация, социальный актор, образовательно-воспитательный потенциал, дружественные к детям городские пространства