Том 44 № 1 (2022): Опубликован 31 марта 2022 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2022/1/1150
ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ДОВЕРИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
В статье рассматриваются особенности и методологические основания социологического исследования социального доверия в сфере здравоохранения. Актуальность продиктована практической и научной значимостью преодоления разногласий в понимании социальной сущности феномена доверия в контексте вынужденной коррекции вектора трансформации института здравоохранения в современной России. Цель – создание интегративного теоретического подхода к комплексной оценке факторов формирования и воспроизводства социального доверия потребителей медицинской помощи в условиях пандемии COVID-19. Новизна работы заключается в применении методологии социологического конструктивизма, которая делает возможным исследовать одновременно ментальные и институциональные факторы, конституирующие дискурс кризиса доверия общества к услугам здравоохранения. По результатам системно-семантического анализа проблемно-предметной области определены познавательные ограничения современных концепций, связанные с редукцией социального доверия исключительно к позитивному восприятию медицинских услуг и их объективированной доступности. Параметрами оценки социального доверия к системе здравоохранения в период пандемии COVID-19 являются: отношение потребителей медицинской помощи к врачам и медицинским организациям; степень удовлетворения медицинских потребностей и самооценка статуса здоровья; типичные практики самосохранительного поведения; согласованность интересов различных агентов; эмоциональный настрой, страхи и ожидания от медицинского вмешательства (включая вакцинацию); макроуровневый социально-психологический контекст, вектор государственной политики здравоохранения и культуру общественного здоровья. На основе эмпирических данных проанализирована динамика общественного мнения об эффективности системы российского здравоохранения и ее основных проблемах в сложной эпидемиологической ситуации. Сделан вывод о необходимости как системной регуляции институциональных механизмов доверия, так и повышения резерва личной ответственности и адаптационного потенциала потребителей медицинской помощи.
Ключевые слова:
Институт здравоохранения, социальное доверие, российское общество, социологический конструктивизм, пандемия COVID-19, потребители медицинской помощи