Том 45 № 2 (2022): Июньский номер

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2022/2/1154

СУБЪЕКТЫ И ПОЗИЦИИ НА ДИСКУРСИВНОЙ АРЕНЕ «УГОЛЬНОГО РЕГИОНА»: МЕДИАПОВСЕДНЕВНОСТЬ КУЗБАССА

Статья посвящена осмыслению медиапространства Кузбасса, в котором сформирована дискурсивная среда, заданная динамикой смыслов, образов, символов, сфокусированных на контекстуальной интерпретации угля как ресурса. Цель – выявить механизмы и содержание процессов позиционирования в региональной медиасреде как явлений дискурсивного порядка. Методология: дискурсивный подход к анализу медиаполя «угольного региона». Основное внимание уделяется тому, как обсуждается угледобыча, что сказано, кто говорит и кто отсутствует в медиадискурсе. Результаты: анализ медиасвидетельств позволил идентифицировать различных акторов в сообществе, сформированном региональной моделью угольного экстрактивизма. В рамках медиаполя они вовлечены в коммуникативные практики оспаривания и (вос)производства интерсубъективной смысловой реальности. С одной стороны, это дискурсивная коалиция власти и добывающих компаний, которые маскируют заложенные в логику ресурсного экстрактивизма несправедливость и насилие риторикой угля как «общего блага». С другой – голоса «экспертов», которые выносят суждение об экологическом, экономическом, социальном состоянии региона (коренные народы и местные сообщества, непосредственно затронутые воздействием угледобычи), и голос «большинства», которое колеблется между разными позициями в силу политической и экономической лояльности и зависимости от угольной отрасли. Отмечается, что особые дискурсивные эффекты, властные диспозиции и культурные сюжеты глубоко встроены в социокультурную реальность Кузбасса, в которой уголь, как специфическая региональная символическая субстанция, является источником смыслопорождения.

Ключевые слова:

Уголь, экстрактивизм, медиа, дискурс, позиционирование, угольный регион, Кузбасс

Авторы:

Александра Евгеньевна Пискунова

Скачать pdf