Том 44 № 1 (2022): Опубликован 31 марта 2022 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2022/1/1162
ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Актуальность. Получение образования в вузе является значимым этапом в жизни студенческой молодежи, что способствует формированию ее личностного роста, появлению новых взаимоотношений, культурных кодов и социальных форматов жизнедеятельности. Данный процесс актуализирует вопросы взаимодействия студентов с окружающим миром, применения педагогических систем, методов образования и воспитания, что помогает студенту сформировать профессиональные компетенции, тем самым адаптируя его к вузовской среде. В случае нарушения адаптивного функционирования личности происходит ее деформация, порождающая психосоциальные проблемы. Цель статьи − изучение факторов вузовской среды, способствующих процессу адаптации студенческой молодежи. Методы исследования: акмеологический, феноменологический и компетентностный подходы, метод группового стандартизированного анкетного опроса, методика мотивации Т.И. Ильиной и модифицированная социально-психологическая методика личностного роста Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова. Результаты характеризуют студента как пессимиста-реалиста, стремящегося к гедонистическим интенциям и социальному одиночеству, т. е. он хочет быстро стать богатым и успешным, но при этом не желает выходить из своей зоны комфорта и испытывать лишний стресс. Это свидетельствует о необходимости содержательной перестройки образовательно-воспитательной работы основных субъектов высшей школы, что поспособствует взаимосвязи трех компонентов социализации молодежи: «я хочу» (интересы и склонности личности), «я могу» (способности и потенциал к профессиональной деятельности), «надо» (социальный заказ, потребность общества в компетентных специалистах с определенным набором качеств, умений и навыков). Выводы заключаются в том, что в перспективе возникает необходимость разработки модели адаптации студентов, ориентированной на мотивационную и профориентационную деятельность по формированию их метакомпетенций и предполагающей при этом социально-психологическое сопровождение.
Ключевые слова:
Образовательный процесс, студенческая молодежь, факторы адаптации, мотивация, ценностно-целевые установки