Том 50 № 3 (2023): Опубликован 30 сентября 2023 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2023/3/1609

CОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

В статье анализируется влияние корпоративных ценностей на устойчивое развитие компании. Объясняется смена приоритетов в деятельности корпораций с достижения прибыли любой ценой на «всеобщий выигрыш», а именно на соблюдение баланса между стремлением к прибыли и социальной ответственностью. Ценностные ориентиры, заложенные в основу сильной корпоративной культуры, помогают в случае необходимости поменять стратегию и перейти на новый этап развития. Также можно наблюдать закрепление новых инструментальных ценностей после успешно пережитых кризисов. Актуальность исследования обоснована необходимостью освоения российскими компаниями модели долгосрочного устойчивого развития, поскольку анализ опыта успешных представителей бизнеса может помочь и другим выявить ценностные основания собственной деятельности и найти новые возможности для своего развития. Цель: показать важность корпоративных ценностей для устойчивого и долгосрочного развития компаний; акцентировать внимание на возможности формирования морального капитала на базе сильной организационной культуры при следовании модели развития, основанной на гармонизации экономических и моральных интересов; представить подход социальной философии как объединяющий разные взгляды на работу с ценностями с целью совершенствования механизмов реализации корпоративных ценностей в деятельности. Методы: сравнительный анализ, контент-анализ, синтез, теоретическое обобщение на базе эмпирического материала. В статье исследуются крупные российские корпорации из банковской, телекоммуникационной и строительных сфер на предмет декларируемых корпоративных ценностей. Рассмотрены изменения кодекса корпоративного управления крупной российской строительной корпорации за период ее существования. Результаты: в телекоммуникационной и банковской сфере осознание, открытое декларирование и степень проработанности каналов реализации корпоративных ценностей выше, чем у представителей из строительной сферы деятельности. Есть стремление к устойчивому развитию: практически все крупные корпорации придерживаются принципов ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance − экологическое, социальное и корпоративное управление). Российские компании обладают большим потенциалом для качественной работы с корпоративными ценностями как основаниями для создания сильной организационной культуры. Существует проблема расхождения декларируемых ценностей и фактической деятельности, а значит, есть необходимость в разработке технологий и методик реализации корпоративных ценностей на практике. Выводы: Предприятия, осознанно работающие с корпоративными ценностями, которых придерживаются как сотрудники, так и руководящий состав, и владельцы более стабильны в периоды турбулентности и последовательны в развитии. Кроме того, совпадение реальных ценностей компании с реальными ценностями общества помогает организации сохранять устойчивость. Поскольку ценностные изменения, преобразования корпоративной культуры − процессы длительные, многолетние, оптимальным является постоянное наблюдение за морально-этическим климатом и ценностными ориентациями, чтобы поддерживать единый дух, сплоченность коллектива и развитие в едином направлении, а также предотвращать, нарушение закона и общественных норм. Ценности также являются ориентиром должного, того, к чему стремится корпорация, что служит ей идеалом, что ведет её к целям. То, какое ценностное поле формируют представители бизнеса, особенно крупные и успешные, влияет на общество в целом, их лидеры часто служат образцом для подражания. Независимо от того, уделяет руководитель внимание работе с ценностями компании или нет, они существуют и влияют на деятельность. На определенном этапе развития структуры, когда личный контакт лидера с каждым сотрудником невозможен, ценности формируют и сохраняют единство и целостность организации. Со своей стороны, общество не должно снижать планку моральных требований к корпорациям. Большая выживаемость социально ответственных предприятий будет способствовать своеобразному отбору, укрепляющему солидарную этику в целом.

Ключевые слова:

корпоративные ценности, корпоративная культура, социальная ответственность, рациональный капитализм, моральный капитал, устойчивое развитие

Авторы:

Елена Геннадьевна Прокаева

Скачать pdf