Том 50 № 3 (2023): Опубликован 30 сентября 2023 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2023/3/1642

УНИВЕРСИТЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: КОНТЕКСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ. ЧАСТЬ I

Культурный ренессанс XII в. – «романский ренессанс» – обозначен в статье как эпоха, интеллектуальные движения которой обеспечили расцвет культуры латинской патристики, унаследованной Средневековьем от Рима. Показано, что XII век подготовил почву для аристотелизма, веком спустя ставшего для возникших университетов глубоким потрясением традиций образования. Обозначены векторы явления, названного великим доктринальным синтезом XIII в. Символический взгляд на мир, ранее отвергавший «физику», утратил свои позиции, и огромное влияние на эти процессы оказали концепция природы Аристотеля и возникающие в этот период университеты. Обозначена роль возрождающегося с Х в. христианства в появлении первых университетов, раскрыто значение соборных и монастырских школ для реализации духовных и светских амбиций церкви и становления первых университетов Средневековья. С IX по XIV в. − эпоха объединенного арабско-романского усилия, направленного на примирение религии и философии, а также завершение классической картины мира, что и нашло отражение в университетском образовании Средневековья.

Ключевые слова:

романский ренессанс, латинская патристика, аристотелизм, великий доктринальный синтез, концепция природы, соборные школы, «trivium», «quadrivium», «studium generale», платонизм, неоплатонизм, доминиканцы, францисканцы, аверроизм, философия опыта, схоластика, христианизированный аристотелизм, интеллектуальная теократия

Авторы:

Михаил Анатольевич Корниенко

Скачать pdf