Том 52 № 3 (2024): Опубликован 30 сентября 2024 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2024/3/1879

ИТ-продукт: уточнение понятия (в печати)

Целью настоящей статьи является уточнение понятия «ИТ-продукт», которое позволит гармонизировать согласованность проектных целей, интересов и ожиданий заинтересованных сторон, а также снизить вероятность материализации комплаенс- и проектных рисков. Для достижения поставленной цели автором настоящей статьи был проведен анализ абсолютных синонимов и близких по смыслу понятий, которые применяются ИТ-субъектами (ОКВЭД: 62.0) во время создания программ для ЭВМ. Методологической базой исследования послужили теория управления проектами, в том числе и в области ИТ. Методы исследования – анализ национальных стандартов и анализ судебной практики ИТ-субъектов. На основании проведенного исследования было установлено, что ИТ-продукт является объектом, который может быть ИТ-услугой либо совокупностью ИТ-результатов, полученных по завершению спринтов, фаз жизненного цикла ИТ-проекта и (или) контракта. Анализ 192 судебных решений и бизнес-деятельности 495 ИТ-субъектов Томской области показал, что предлагаемое автором настоящей статьи уточнение универсально и может без комплаенс-последствий заменять понятия, которые характеризуют ИТ-объекты. Кроме того, уточненная формация понятия также указывает на необходимость учета ряда комплаенс-особенностей создания ИТ-продуктов в рамках выполнения ИТ-проектов. В частности, на необходимость документального оформления перехода прав собственности на ИТ-продукт, отчуждение либо переход исключительных прав на созданный результат интеллектуальной деятельности от одного субъекта к другому субъекту и др.

Ключевые слова:

управление проектами, ИТ-продукт, ИТ-проект, ИТ-субъект, риск, комплаенс-риск, проектный риск

Авторы:

Валентин Николаенко