№ 1(16) (2015)
ДОВЕРИЕ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В статье анализируется роль концепта «доверие» в рамках информационного общества. С использованием сравнительно-исторического метода даны ключевые характеристики информационного общества. Обосновывается тезис о том, что социальная теория доверия достаточно разработана, но не имеет адекватного инструментария. Современные исследования направлены на разные аспекты феномена доверия. Являясь ключевой характеристикой развитого общества, доверие представлено на двух уровнях: индивидуальном и социальном (доверие общественным институтам и правительству в целом). Показано, что доверие обеспечивает прогресс. Успех самоактуализации общества напрямую зависит от широко распространенного элемента культуры, которым является доверие. Автор считает, что доверие является продуктом традиционного общества, основанного на принципах абсолютной веры, обеспечивающей уверенность в действиях каждого человека. Оно иррационально и относится к «чувству веры». Современная социология при этом определяет доверие в качестве продукта рациональной активности субъекта, основанного на рефлексии. Социологические опросы, проведенные в конце 1990-х начале 2000-х гг. в России, иллюстрируют факт низкого уровня доверия в целом. Утверждается, что информационное общество нуждается в доверии, обеспечивающем диалог и свободу социальной коммуникации.