№ 1(16) (2015)
ЗАМЕСТИТЕЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ДИСКУРСЕ О КОЛЛЛЕКТИВНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Актуальность работы обусловлена дефицитом исследований, описывающих механизмы моральной оценки в сфере, где основными субъектами являются большие группы людей, отсутствие нормативно-этических оснований коллективного покаяния, понимания условий при которых формируется данный тип ответственности, приводит искаженному и неверному представлению идеи коллективной нравственной ответственности. В данной статье рассматривается инвариант коллективной нравственной ответственности, обозначенной в литературе как заместительная. Сама идея коллективной ответственности до определенного времени не была в фокусе социально-философских изысканий, что было обусловлено сложившейся парадигмой методологического индивидуализма и тех культурно-исторических контекстов, которые внесли негативный и искажающий смысл в идею. Однако, тема ответственности коллективов актуальна в том смысле, что индивидуальная ответственность сегодня утрачивает свою силу. Ограниченность индивидуальной ответственности в условиях коллективной деятельности, с одной стороны, и отсутствие механизмов морального вменения ответственности коллективам (группам) формируют противоречивую теоретическую ситуацию. Идея заместительной ответственности рассматривается в данном случае как проект, позволяющий снять противоречия индивидуального и коллективного. Заместительная ответственность (Vicarious в переводе с английского «страдающий за других»), имеет дело, прежде всего, с нравственными чувствами, такими как ответственность, вина, стыд, раскаяния, возникающих у индивида в связи с действиями других. Считается, что основанием для подобного рода переживаний становится момент идентификации индивида с группой на почве национальных, конфессиональных, профессиональных или иные интересов. Впервые фундаментально вопрос о коллективной ответственности и коллективной вине был представлен в работах К. Ясперса и Х. Арендт. Философы сформулировали вопрос об ответственности и чувстве вины нации за преступления общечеловеческого масштаба, фактически отождествив субъект вины с народом. Немецкий народ был представлен как субъект коллективной нравственной ответственности. В дальнейшем, идея заместительной ответственности анализировалась в аспекте вопроса о том, когда и при каких условиях она может быть зафиксирована. Цель работы: представить заместительную ответственность как инвариант коллективной нравственной ответственности, обосновать, что в рамках заместительной ответственности снимаются теоретические противоречия, возникающие при использовании концепта «коллективная ответственность». Методы исследования: компаративистский метод, дескриптивный, этический, историко-философский. Результаты: представлена историко-философская реконструкция дискурса заместительной ответственности, описаны условия возникновения данной ответственности в обществе, фиксируется, что индивидуалистическая этика не раскрывает оснований для заместительных нравственных переживаний, истоки которой лежат ни в этике, а в метафизике.
Скачать PDF