№ 1(16) (2015)
ЛОНДОНСКИЙ КОД В ОЧЕРКАХ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Статья посвящена анализу лондонского текста русской культуры первой половины ХХ века в очерках советских писателей первой половины ХХ века. Впервые образ города рассматривается через соотношение кода и исторической реальности. В статье представлено трехуровневое моделирование городского текста в русской литературе. Первый уровень – разрозненные образы, функциональные доминаты – свидетельствует о дискретном характере восприятия. Второй уровень характеризуется восприятием города как некоего смыслового единства, и здесь выявляются коннотации городского пространства. Третий уровень восприятия – это конечный уровень выявления кодов лондонского текста, который осуществляется как некое объединение подходов к тексту первого и второго уровня: доминанты функционируют здесь и как самостоятельные точки текста, и во взаимосвязи между собой и с коннотациями. Здесь осуществляется взаимодействие статичности и процессуальности в подходе к лондонскому тексту. Город начинает восприниматься как некое целостное начало, организованное определенным кодом и состоящее из фиксированных отдельных фрагментов, реалий и смыслов, доминант и коннотаций. Это дает возможность говорить о многоуровневой системе восприятия города в рамках русской ментальности. В работе показано, каким образом своеобразие культурного пространства западной цивилизации осмысливается русским сознанием и становится включенным в общерусский литературный и культурный контекст. Комплексное изучение лондонского кода и его взаимодействие с историей дает возможность говорить о многообъемном смысловом пространстве лондонского городского текста.
Скачать PDF