№ 4(19) (2015)
ГЕНЕЗИС ЛИБЕРАЛИЗМА И ПРАГМАТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлен анализ возможности комплементарного сочетания двух базовых образовательных стратегий в системе высшего образования. Актуальность исследования обусловлена коренными изменениями, происходящими в мировом образовательном пространстве. В современном обществе ключевую роль играет уже не знание как абсолютная истина, которым с необходимостью должен овладеть человек в процессе обучения, а, скорее, информация, в которой нам необходимо научиться ориентироваться. Это, в свою очередь, приводит к изменениям в понимании задачи образования. В частности, становится необходимым сделать акцент не только на развитии профессиональных, компетентностных, но и социо-культурных навыков студентов. На данный момент достаточно сложно выделить в образовательном процессе какую-либо ключевую, системообразующую и оригинальную идею, которая была бы понята и принята как в современной Европе, так и в России. Цель работы: проанализировать генезис и специфику либерального и прагматического подходов в современных образовательных системах, выявить общее и отличное, а также показать возможность и перспективы их гармоничного сочетания в современном университете. Методы исследования: основу работы составляет междисциплинарный метод, который формируется посредством синтеза методологических принципов: философского анализа, социологических методов, принципа историзма. Результаты: обосновано, что одним из важнейших условий продуктивного развития современного университета является сочетание либеральной и прагматической стратегий образовательного процесса. Первая связана с социокультурной миссией университета, последняя – с потребностями современного общества.