№ 2(17) (2015)
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ НАУКИ (НА ПРИМЕРЕ ГЕОЛОГИИ)
Актуальность данной статьи обусловлена вступлением науки в постнеклассический этап развития, когда происходит радикальная смена научной рациональности, методологических принципов и подходов к исследованию во всех науках, несмотря на дисциплинарные различия. Обоснован тезис о том, что происходящие в научном познании изменения получили отражение и в геологии, которая традиционно относилась к сфере познания неживой природы, где изменения объекта познания происходят крайне медленно и постепенно, в отличие от объектов живой природы и тем более социума. Рассмотрены различные подходы к анализу истории развития геологии (по А.Г. Рябухину, по В.Е. Хаину и др.). Изучены особенности развития современного этапа развития геологии. Сделан вывод о том, что происходящая трансформация научного знания в направлении от дисциплинарного к междисциплинарному, а от него – к трансдисциплинарному, имеющему единые методологические принципы: целостности (холизм), эволюционности и бифуркационности развития, эволюционизма, гуманизма, экстраполяции, характерна также для геологической науки.
Скачать PDF