№ 2(17) (2015)

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И БРИТАНСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время перспективы образовательной и научной деятельности в России неразрывно связаны с развитием международного сотрудничества, причем одним из достаточно востребованных направлений является взаимодействие с британскими образовательными учреждениями. Образовательное сотрудничество предполагает наличие определенных компетенций у тех, кто стремится к участию в международных проектах, и это обуславливает актуальность исследования российско-британского кросс-культурного общения. Методологическим основанием настоящего исследования является анализ конкретных кросс-культурных ситуаций, возникавших в контексте общения российских и британских ученых и студентов за последние годы. В данной статье представлены выводы, сделанные на основе анализа подобных ситуаций. Кроме того, приведенные выводы подкрепляются научными исследованиями в области кросс-культурного российско-британского взаимодействия и материалами, взятыми из средств массовой информации. Автор сопоставляет российское понятие «интеллигенция» с британским понятием «средний класс», поскольку российско-британское общение в рамках образовательных учреждений можно условно свести к взаимодействию между российской интеллигенцией и представителями британского среднего класса как типизованными представителями научной и студенческой среды в обеих культурах. В статье освещаются различия между ценностными ориентирами, на которые опираются британцы и россияне при профессиональном и неформальном общении. Предлагаются конкретные рекомендации для российских ученых и студентов, планирующих деловую поездку в Великобританию. В основе рекомендаций лежит вычленение базовых социально-ценностных структур британского образовательного сообщества. Предлагается рассматривать коммуникативное поведение конкретных групп или индивидуумов как динамические варианты проявления этих структур, а не как статические оппозиции коммуникативным установкам представителей российского образования.

Авторы:

Елена Владимировна Фелл

Скачать PDF