№ 4(31) (2018)
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
На сегодняшний день более чем в половине образовательных организаций профессионального образования (57 %) созданы условия для обучения студентов-инвалидов, но среди обучающихся на соответствующих программах инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья менее 3 %. Результаты недавних исследований показали, что трудности адаптации к условиям профессионального образования обусловлены не только, или не столько, состоянием здоровья студентов. Это обстоятельство определило актуальность данного исследования и поставило перед нами ряд вопросов, на которые мы попытаемся ответить в данной статье: Какие факторы влияют на выбор студентами-инвалидами образовательной траектории? Какие факторы способствуют их академическому успеху? Как студенты с инвалидностью воспринимают себя в среде сверстников, и каков их уровень самооценки? В поисках ответов мы использовали комплекс методов: экспертный опрос, вторичный анализ социологических исследований, нарративное интервью, анкетный опрос, социометрический эксперимент. Была проведена сравнительная оценка адаптации к условиям обучения в системе профессионального образования студентов с нормой развития и студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также выявлены личностные и средовые факторы, способствующие маргинализации людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде и осложняющие идентификацию студентов с ограниченными возможностями здоровья с социальным окружением здоровых сверстников.