№ 4(31) (2018)
ФЛАГМАНСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ДРАЙВЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Для России актуальной проблемой в условиях кризиса является обеспечение устойчивого развития не только на уровне отраслей и регионов, но и в разрезе муниципальных образований. Согласно теории и зарубежным исследованиям, наличие лидирующих предприятий (флагманов) на территории должно способствовать формированию возможностей для экономического и социального роста. Целью работы является исследование влияния наличия флагманских предприятий на социально- экономические показатели муниципальных образований Сибирского федерального округа в 2012–2016 гг. Сформированная база данных представляет собой панельные данные с общим количеством наблюдений 430. Метод исследования: корреляционный анализ панельных данных для выявления взаимосвязи социально-экономических показателей с количеством флагманских предприятий, действующих на территории муниципального образования. Результаты. Корреляционный анализ показал, что наличие флагманских предприятий в муниципальном образовании способствует привлечению туда населения, формирует более высокие доходы населения этого муниципального образования и более высокую занятость, а также приводит к активизации экономической и инвестиционной деятельности, высокой концентрации производства и агломерационным эффектам. Однако в условиях кризисов и санкций отмечается некоторое замедление роста доходов в этих муниципальных образованиях и сокращение дифференциации доходов между муниципальными образованиями. Выводы. Наличие флагманских предприятий положительно влияет на социально-экономические характеристики муниципального образования, за исключением роста доходов в условиях кризиса. Полученные результаты требуют дальнейшего исследования и моделирования. В следующих работах планируется переход к регрессионному моделированию социально-экономических показателей муниципальных образований.