№ 2(29) (2018)

ЭВОЛЮЦИЯ «ИДЕИ» УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Актуальность исследования связана с происходящими в XXI в. социальными трансформациями: глобализацией, маркетизацией, консьюмеризацией общества, которые влекут за собой как изменения в сфере образования, так и изменения, произошедшие с человеком. Цель работы: проследить трансформацию «идеи», критериев и оснований университета через обращение к истории становления образования в связи со становлением нового антропологического проекта. Методы исследования: историко-компаративистский анализ применен к эволюции образования в контексте смены антропологических проектов, прогностический метод – к осмыслению университета будущего и выпускника нового поколения. Результаты: Сквозь призму классической и неклассической философии дан анализ эволюции образования: его прошлого и будущего. Охарактеризованы футурологические и прогностические концепции университета Д. Белла, К. Керра. Сделан вывод, что образ выпускника современного университета будет формироваться из характеристик, свойственных работнику «общества знания», главной характеристикой которого будет умение работать с информацией, производить новое знание. В современном «сверхсложном», неопределенном и небезопасном мире его сущностными чертами станут: компетентность, конкурентоспособность, коммуникабельность, предприимчивость, креативность мышления, способность к творчеству, стремление к инновациям, к лидерству, к риску, стрессоустойчивость, адаптивность, открытость. Это означает, что современный университет, помимо профессиональных качеств выпускника, будет по-прежнему формировать его гуманитарно-духовное начало, личностную идентичность, но уже соответствующую вызовам новой эпохи.

Авторы:

Ирина Владимировна Брылина

Скачать PDF