№ 2(25) (2017)

ЭЛЕМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУРСЕ «МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОНЕТИКИ» (К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ)

Актуальность исследования связана с трудностями, возникающими при проживании, обучении, работе мигрантов, детей мигрантов в России как принимающей стране, и поисками путей обеспечения лучшей адаптации данного контингента граждан. Цель работы: рассмотреть возможности, целесообразность, результаты использования исследовательской лингводидактики по русскому языку как фактора лучшей адаптации мигрантов, детей мигрантов в принимающей стране. Методы исследования: системный, сравнительный, описательный, метод анализа. Результатами исследования являются следующие выводы: когда мигрант приезжает в чужую страну, то делает выбор из нескольких стратегий. Трудовые и учебные мигранты имеют большие, чем у других, стимулы как можно скорее адаптироваться в принимающее общество. Для трудовой деятельности мигрантов (37 % трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30 % – в торговле, 10 % – в промышленности) актуальны, по мнению социологов, такие задачи, как формирование и развитие способности быстрой адаптации; приложение приобретенных умений и знаний в условиях изменяющихся требований к профессиональной деятельности. Трудности мигрантов с языком, адаптацией (у детей – с успеваемостью) целесообразно преодолевать с помощью исследовательской лингводидактики, поскольку требуемая в её рамках деятельность связана с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Применение названных исследовательских методик, средств, приёмов (в т. ч. специального курса «Музыкальной фонетики») в обучении мигрантов русскому языку, во-первых, поможет развить критическое, творческое мышление учащихся, необходимое им (возможно, в будущем) для решения профессиональных задач с использованием русского (второго) языка. Во-вторых, результаты будут способствовать социокультурной и иной адаптации мигрантов, детей мигрантов в принимающей стране.

Авторы:

Марина Сергеевна Нетёсина

Скачать PDF