№ 3(34) (2019)
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2019/3(34)/976
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ РОССИИ
Актуальность темы междисциплинарного осмысления символических паттернов будущего молодежью России определяется потребностью в самовыражении собственного восприятия будущего у молодого поколения через социальные коммуникации и отсутствием социально-философских работ, посвященных анализу взаимодействий между элементами познавательных аспектов и представлений о будущем в конкретных символах. Цель работы: определить символические реалии современной российской молодежи, репрезентативным свойством отражения которых на данный момент являются молодежные СМИ. Методы анализа: контент-анализ (качественный и количественный) молодежных СМИ развлекательного характера вместе с методологией социального конструктивизма для установления релятивных символических паттернов образов будущего в представлении молодого поколения. Результаты. Было установлено, что процесс конструирования концепта «образ будущего» происходит на субъективном уровне, а символ как фрагмент мышления находит отражение в современных молодежных СМИ, в рамках которых процессы знаковой динамики рефлексируют и задают правила конструирования действительности. Также исследование позволило описать триггерные точки (оптимистическая оценка личного и общего будущего России) в субъективном символизме, где главной конструирующей силой является непосредственный субъект (интервьюируемый студент) в контексте различных компонентов. При анализе молодежных изданий было выявлено, что взаимодействие субъективного представления молодежи об образах будущего, коррелирующего с усиливающейся ролью социальных медиа, отражает положительную динамику представлений относительно будущего России в студенческом сообществе, но при этом показывает низкую вовлеченность молодого поколения страны в коллективные цели, в выстраивание идеи общего российского будущего в паттернах положительной направленности. Отмечается, что маркер «Карьера» отображается в качестве основной триггерной точки, которая является ключевым показателем собственного будущего для молодого поколения.
Ключевые слова:
Социальная философия, символ, молодежь, образ будущего, контент-анализ