№ 4(19) (2015)

ЭСТЕТИКА ГОРОДА И ГОРОДСКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК АТРИБУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ЖИТЕЛЕЙ СОВЕТСКИХ СЕЛ

Актуальность работы обусловлена необходимостью более глубокого изучения феномена потребительского общества в СССР, что предполагает описание универсальной модели потребительского идеала, раскрывающей причинно-следственные связи последнего с процессами урбанизации. Гипотеза. Авторы выдвигают предположение, что становле-ние потребительского общества СССР в 70-х гг. XX века у сельских жителей было связано с процессами урбанизации и что одним из элементов потребительского идеала советского крестьянина была жизнь и работа в городе. Цель работы – выявить зависимость процессов урбанизации от формирования потребительского идеала и представлений о материальном и социальном благополучии советских сельских жителей. Результаты. В работе выявлены такие формы стимулирования урбанизации, как всеобщая паспортизация, политика оптимизации сельской местности, при которой новое строительство, совершенствование социальной инфраструктуры велось только в «перспективных» селах, превращаемых в замыслах градостроителей в опорные пункты сельскохозяйственного производства. Называются объективные причины (различия в качестве образования, медицинской помощи, энергоснабжения, благоустройстве жилища) и субъективные представления (о разнообразии товаров, непрестижности сельского труда), которые поддерживали потребительский идеал переселенцев. Констатируется содержательное разнообразие «потребительства» селян, которое включало необходимость удовлетворения как материальных, так и социально-духовных потребностей. Материальные потребности включали в себя полный набор потребностей горожанина; социально-духовные предполагали приобщение к стандартам социальных отношений и культурной жизни, которых можно достичь, только живя в городе.

Авторы:

Вера Валентиновна Агеева

Илья Александрович Агеев

Анастасия Михайловна Николаева

Скачать PDF