No 3(30) (2018)
МИФ О «РАСКОЛДОВЫВАНИИ МИРА» В ВИДЕОИГРАХ В ЖАНРЕ HORROR
Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня мифологические концепты эпохи модерна подвергаются переосмыслению и все чаще становятся предметом отдельного культурфилософского анализа. Однако исследованию мифологий проекта модерна в видеоиграх практически не уделяется внимание в научной литературе. Цель работы: провести анализ функционирования мифа о «расколдовывании мира» (М. Вебер), характерного для эпохи модерна, на примере видеоигр в жанре horror. Методы исследования: метод структуралистского анализа культуры Р. Барта через экспликацию вторичных семиологических систем в культурных образованиях, то есть мифологий. Исследование также опирается на работы М. Вебера в области философии и социологии культуры, в которых он сформулировал теорию модернизации как процесса планомерного «расколдовывания мира». Результаты. Проведен анализ нескольких серий видеоигр в жанре horror («Resident Evil», «The Evil Within» и др.) на предмет функционирования в них мифа о «расколдовывании мира», суть которого заключается в том, что все кажущиеся на первый взгляд жуткими и сверхъестественными события имеют вполне естественное, объективное объяснение с позиций современной науки. Сделан вывод о том, что проанализированные видеоигры репрезентируют постмодернистское отношение к мифу о «расколдовывании мира»: рационализация связывается в них с пристрастными интересами капиталистических корпораций, а не с интересами просвещенного человечества, что было характерно для проекта модерна.