No 2(29) (2018)
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ
Статья посвящена проблемам развития современной социологии науки и способам теоретического инструментария, относящегося к данной исследовательской традиции, к проблематике современной исторической науки. Актуальность статьи определяется потребностью современного исторического знания в новых теоретических подходах, ведь именно социология является для теории исторического познания привилегированным источником заимствований. Базой написания статьи стали методы компаративистики, типологизации, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический. Результаты. Основу концептуальных построений современной социологии науки образуют теории социального конструктивизма. Современная конструктивистская теория содержит критическое и прагматическое направления. Если критическая социология изучает общественный формат человеческой деятельности, то прагматическая социология исследует внутренние импульсы самого актора, сферу его действия и взаимодействия, его траектории жизни и дискурсы, которые он производит. В наибольшей степени новые подходы социологии науки затронули ближнюю предметную область истории науки и культурных практик, связанных с усвоением новых знаний. Влиятельной темой исторических исследований становится тема усвоения, перевода и трансформации научных идей и теорий, аутентичных для одной культуры, в традициях и языках других культур. Соединяя измерения локального и глобального, современная история науки разделяет интерес «игры масштабов» с проектом «перекрестной истории», также много позаимствовавшей из теорий социального конструктивизма и современной социологии науки. Таким образом, современная историческая эпистемология насыщена различными коннотациями теорий социального конструктивизма и терминологией современной социологии науки, связь которых с историческим знанием устанавливается в рассматриваемой статье.