No 2(29) (2018)
ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Представлена эволюция принципов профессионализма (от традиционного общества к постмодерну цифровой культуры) в контексте социально-антропологической установки. Развивается топологический подход к анализу проектирования взаимодействий в информационно-технологической среде, составляющей объективные условия профессиональной деятельности в современном мире. Подчеркивается, что проектирование субъектных взаимодействий включено в информационно-технологическую систему как ее функциональный элемент, сопряжено с пределами прогнозирования состояния системы и должно ориентироваться на нормы и ценности, чтобы не оказаться деструктивными в отношении социальных связей. Подчеркивается актуальность проектирования будущего с учетом широкого поля профессиональных взаимодействий в информационных и культурных средах. С этой целью авторы обращаются к анализу изменения принципов формирования мотивов и социальных границ форм деятельности в эволюции профессиональных взаимодействий в исторической ретроспективе. Выделены особенности проектирования профессиональных взаимодействий в традиционном обществе, в эпоху Просвещения и Модерна. В сетевом обществе Постмодерна подчеркивается тенденция формирования транспрофессионалов и ключевой принцип кастомизации, требующий прогноза будущего состояния системы и расчета ожидаемого результата, который проектируется совместно с заказчиком, учитывая его граничные условия. При этом функции инженера как транспрофессионала расширяются, он должен быть многосторонним техническим специалистом, способным осуществлять синтез знаний. Именно такая форма отношений наиболее конструктивна для интерактивного диалога субъектов профессиональных взаимодействия в условиях современного технологического уклада. В условиях цифровой культуры принцип трансдициплинарности в проектировании взаимодействий реализуется через формирование виртуальных экспертных профессиональных сред в виде эпистемических сообществ, международной сети специалистов по определенному вопросу или типу знаний.