№ 2(41) (2021): Опубликован 30 июня 2021 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/2(41)/1090
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ НАВЫКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ КАРТЫ РАЗВИТИЯ SOFT-SKILLS В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях для работодателей большое значение имеет минимизация затрат на адаптацию выпускников системы высшего профессионального образования. В процессе обучения студенты приобретают знания, умения и навыки, но при этом у них формируется определенный тип поведения, препятствующий достижению качественного результата в определённый срок. Это возникает благодаря коммуникационному барьеру, появляющемуся в ходе адаптации молодого сотрудника на рабочем месте. Цель работы: выявить недостающие компетенции в профессиональном образовании IT-специалистов и разработать карту их развития в проекте «Академия Умн ый Мир » (томская IT-компан ия «Умный Мир »). Методы: анализ конкурентной среды рынка профессионального образования IT-специалистов, метод интегральных оценок для анализа акселерационных программ томских работодателей, карта компетенций. Результаты исследования потребностей работодателей и трендов в профессиональном образовании IT-специалистов позволили составить карту необходимых компетенций. Основными недостающими в образовании компетенциями стали «мягкие навыки», особенно это касается способности работать в команде. Эти компетенции являются универсальными для начинающих специалистов и выпускников вузов, а их развитие представляет собой интерес для IT-сферы и бизнеса. Составленная карта компетенций позволит томским IT-компаниям подбирать сотрудников и влиять на их дальнейшее профессиональное развитие, а для университетов данная карта является ориентировочным профилем выпускника, подготовка которого увеличит востребованность у работодателя. В итоге создаются условия для преодоления структурного разрыва между потребностями работодателей и профессиональным образованием IT-специалистов.
Ключевые слова:
Академия «Умный Мир», IT-специалисты, soft-навыки, командное обучение, проектно-ориентированное обучение (PBL)