Том 53 № 4 (2025): Опубликован 30 декабря 2025 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2025/4/2045

Цифровая докторантура: использование цифровых инструментов аспирантами университета Лобачевского, Россия

Цифровизация стала неотъемлемой частью современной системы образования. Сегодня это социальная трансформация, проникающая в саму суть того, как создается, оценивается и проживается знание. Цель: описать и объяснить, как аспиранты Университета Лобачевского осваивают и используют цифровые исследовательские инструменты через призму цифрового академического габитуса и символического труда. Методы: количественный метод исследования, а именно кросс-секционный описательный опрос. Сбор данных проводился с помощью онлайн-анкетирования с января по июнь 2025 г. В опросе приняли участие 47 аспирантов. Данные были проанализированы с применением методов описательной статистики, результаты представлены в таблицах и рисунках. Результаты. Исследование показало, что большинство респондентов положительно относятся к цифровым инструментам и получают поддержку от своих научных руководителей. Наиболее часто используемым инструментом стал генеративный искусственный интеллект. Около 60 % респондентов сообщили о надежном доступе к интернету, и многие из них выстраивали свои рабочие процессы с помощью искусственного интеллекта. Респонденты указали, что применяют цифровые инструменты в основном для эффективного проведения исследований и получения профессионального признания, а не для соблюдения строгих университетских правил. Кроме того, аспиранты третьего года обучения используют цифровые инструменты чаще и увереннее, чем те, кто находится в начале своего пути. Университету Лобачевского рекомендуется внедрить поэтапную учебную программу по цифровым исследованиям с обязательным вводным курсом в первом семестре и курсом повышения квалификации на третьем году обучения, направленным на устранение наблюдаемого снижения активности применения цифровых инструментов. Необходимо установить стандарты научного руководства в области цифровой практики, поддерживаемые ежемесячными консультациями, и требовать включения согласованных норм использования цифровых инструментов в индивидуальные учебные планы. Университету следует также укрепить устойчивость доступа к цифровым ресурсам посредством утвержденного каталога цифровых инструментов, подбора соответствующих аналогов, поддержки подключения и службы технической поддержки. Наконец, следует формализовать взаимное обучение через межпоточные практические группы, репозиторий шаблонов и руководств, а также внедрение системы поощрений, которую могут принять и другие университеты.

Ключевые слова:

цифровой академический габитус, цифровые инструменты, докторское образование, генеративный искусственный интеллект, внедрение исследовательских инструментов

Авторы:

И. Дадзи

Библиографические ссылки:

1. Neri H., Cordeiro V. Reimagining sociality in the digital age: transcending the interaction/society dichotomy. Systems Research and Behavioral Science, 2025, vol. 42, Iss. 2, pp. 488–502. DOI: https://doi.org/10.1002/sres.3142 EDN: EZAQMM

2. Deroncele-Acosta A., Palacios-Núñez M.L., Toribio-López A. Digital transformation and technological innovation on higher education post-COVID-19. Sustainability, 2023, vol. 15, no. 3, 2466. DOI: 10.3390/su15032466 EDN: EBKIHK

3. Voronkova V., Vasyl’chuk G., Nikitenko V., Kaganov Yu., Metelenko N. Transformation of digital education in the era of the fourth industrial revolution and globalization. Baltija Publishing, 2023. Available at: https://scholar.google.com.ni/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=DE0cJmwAAAAJ&citation_for_view=DE0cJmwAAAAJ:W5xh706n7nkC (accessed: 14.05.2025)

4. Collins H.J., Glover H., Myers F. Behind the digital curtain: a study of academic identities, liminalities and labour market adaptations for the “Uber-isation” of HE. Teaching in Higher Education, 2020, vol. 27, Iss. 2, pp. 201–216. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2019.1706163

5. Lloyd A., Hicks A. Fractured academic space: digital literacy and the COVID-19 pandemic. Journal of Documentation, 2023, vol. 79, Iss. 6, pp. 1309–1324. DOI: 10.1108/jd-11-2022-0253 EDN: XYHSOH

6. Freire-Medeiros B. A metrópole do capital de rede: mobilidades socioespaciais e iniquidades urbanas. Cadernos Metrópole, 2024, vol. 26, no. 60, pp. 423–442. DOI: 10.1590/2236-9996.2024-6002 EDN: QDSCSK

7. Brown R.R. Lessons from the arena: fragments of my journey through leadership, conflict, and culture in higher education. Dr. Diss. Miami, 2025. Available at: http://rave.ohiolink.edu/etdc/view?acc_num=miami1743774895457511 (accessed: 14 April 2025).

8. Alves P., Lopes A., Cruz-Correia R., Menezes I. The value of doctoral education in the intersection of the multiple purposes of higher education. European Educational Research Journal, 2023, vol. 24, Iss. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904123120619 EDN: GCPJMH

9. Bourguignon F., Platteau J.-P. Institutional challenges at the early stages of development: lessons from a multi-country study. Cambridge, Cambridge University Press, 2023. 200 p.

10. Krajka J., Olszak I. Artificial Intelligence tools in academic writing instruction: exploring the potential of on-demand ai assistance in the writing process. Roczniki Humanistyczne, 2024, vol. 72, no. 6, pp. 123–140. DOI: 10.18290/rh247206.8 EDN: DIICVT

11. Perkins M., Roe J. Academic publisher guidelines on AI usage: a ChatGPT supported thematic analysis. F1000Research, 2024, vol. 12, 1398. DOI: 10.12688/f1000research.142411.2 EDN: HVKMLR

12. Aljuaid H. The impact of Artificial Intelligence tools on academic writing instruction in higher education: a systematic review. Arab world English journal, 2024. vol. 1, no. 1, pp. 26–55. DOI: 10.24093/awej/chatgpt.2 EDN: CUIDUP

13. Kim J., Yu S., Detrick R., Li N. Exploring students’ perspectives on Generative AI-assisted academic writing. Education and Information Technologies, 2025, vol. 30, pp. 1265–1300. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-024-12878-7

14. Fraser G., Davidson C. Analyze anything: a guide to critical reading and writing. NY, Bloomsbury Publ., 2012. 224 p.

15. Delva J., Forrier A., De Cuyper N. Integrating agency and structure in employability: Bourdieu’s theory of practice. Journal of Vocational Behavior, 2021, vol. 127, 103579. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2021.103579

16. Schirone M. Field, capital, and habitus: the impact of Pierre Bourdieu on bibliometrics. Quantitative Science Studies, 2023, vol. 4, no. 1, pp. 1–100. DOI: 10.1162/qss_a_00232 EDN: ZOGRTW

17. Caserta S., Madsen M.R. International judicial habitus: Pierre Bourdieu and the cognitive turn. SSRN Electronic Journal, 2024. DOI: 10.2139/ssrn.4748491

18. Ignatow G. Why the sociology of morality needs Bourdieu’sHabitus. Sociological Inquiry, 2009, vol. 79, Iss. 1, pp. 98–114. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-682X.2008.00273.x

19. Edgerton J.D., Roberts L.W. Cultural capital or habitus? Bourdieu and beyond in the explanation of enduring educational inequality. Theory and Research in Education, 2014, vol. 12, no. 2, pp. 193–220. DOI: 10.1177/1477878514530231

20. Bourdieu P. Structures, habitus, practices. Rethinking the subject. An anthology of contemporary European social thought. Ed. by J. Faubion. New York, Routledge, 1995. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429497643

21. Ignatow G., Robinson L. Pierre Bourdieu: theorizing the digital. Information, Communication & Society, 2017, vol. 20, pp. 950–966. DOI: https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1301519

22. Czerniewicz L., Brown C. The habitus of digital “strangers” in higher education. British Journal of Educational Technology, 2012, vol. 44, Iss. 1, pp. 44–53. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2012.01281.x

23. Blume C. German teachers’ digital habitus and their pandemic pedagogy. Postdigital Science and Education, 2020, vol. 2, no. 3, pp. 879–905. DOI: 10.1007/s42438-020-00174-9 EDN: EIMVNT

24. Wang K., Li B., Tian T., Zakuan N., Rani P. Evaluate the drivers for digital transformation in higher education institutions in the era of industry 4.0 based on decision-making method. Journal of Innovation & Knowledge, 2023, vol. 8, no. 3, 100364–100364. DOI: 10.1016/j.jik.2023.100364 EDN: TKLLQL

25. Aghaee N. Using digital tools for information management in higher education. Proceedings of the 25th European Conference on Knowledge Management, 2024, vol. 25, no. 1. DOI: https://doi.org/10.34190/eckm.25.1.2734 EDN: KSZREK

26. Su M., Ma L., Zhang D., Yunusa-Kaltungo A., Cheung C. Exploring benefits and concerns of incorporating digital tools into engineering education. European Journal of Education and Pedagogy, 2025, vol. 6, no. 1, pp. 45–51. DOI: https://doi.org/10.24018/ejedu.2025.6.1.909 EDN: JNETHP

27. Sherman J. Russia’s digital tech isolationism: domestic innovation, digital fragmentation, and the Kremlin’s push to replace Western digital technology. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/in-depth-research-reports/issue-brief/russias-digital-tech-isolationism/ (accessed: 14 April 2025).

28. What are the sanctions on Russia and have they affected its economy? BBC News, 2024. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-60125659 (accessed: 14 April 2025).

29. Hashmi N., Bal A.S. Generative AI in higher education and beyond. Business Horizons, 2024, vol. 67, Iss. 5, pp. 607–614. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2024.05.005 EDN: TNJWFF

30. Katz A., Kedem-Yemini S. From classrooms to Zoom rooms: preserving effective communication in distance education. Journal of Information Technology Case and Application Research, 2021, Vol. 23, Iss. 3, pp. 173–212. DOI: https://doi.org/10.1080/15228053.2021.1922248 EDN: KEBJEK

31. Prokopenko A. How the latest sanctions will impact Russia – and the World. Available at: https://carnegieendow-ment.org/russia-eurasia/politika/2024/06/finance-sanctions-russia-currency?lang=en (accessed: 14 April 2025).

32. Szyszczak E. Sanctions effectiveness: what lessons three years into the war on Ukraine? Available at: https://www.economicsobservatory.com/sanctions-effectiveness-what-lessons-three-years-into-the-war-on-ukraine (accessed: 14 April 2025).

33. Romele A. Digital habitus: a critique of the imaginaries of Artificial Intelligence. Routledge, Abingdon, 2024. 176 p.

34. Kargapolova E.V., Davydova Yu.A., D’yakova V.V., Simonenko M.A. Dynamics of reading habits of modern Russian students: A sociological analysis. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2022, vol. 15, Iss. 1, pp. 258–275. (In Russ.) DOI: 10.15838/esc.2022.1.79.14

35. Galimberti A. PhD graduates’ professional transitions and academic habitus. The role of tacit knowledge. Studies in Higher Education, 2023, vol. 48, Iss. 10, pp. 1563–1575. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2023.2252845

36. Adane Hailu Herut, Yikirbelegn Asnake Gorfu. Academic procrastination among PhD students in Ethiopia: an examination of prevalence, associated factors and coping mechanisms. Social sciences & humanities open, 2024, vol. 9, pp. 100854. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2024.100854

37. Kaczorowska-Spychalska D., Kotula N., Mazurek G., Sułkowski Ł. Generative AI as source of change of knowledge management paradigm. Human Technology, 2024, vol. 20, no. 1, pp. 131–154. DOI: 10.14254/1795-6889.2024.20-1.7 EDN: FVTDUP

38. Benbya H., Strich F., Tamm T. Navigating generative Artificial Intelligence promises and perils for knowledge and creative work. Journal of the Association for Information Systems, 2024, vol. 25, no. 1, pp. 23–36. DOI: 10.17705/1jais.00861 EDN: PJBPKE

39. Akhtar Z.B. Generative artificial intelligence (GAI): from Large Language Models (LLMs) to multimodal applications towards fine tuning of models, implications, investigations. Computing and Artificial Intelligence, 2024, vol. 3, no. 1, 1498. DOI: https://doi.org/10.59400/cai.v3i1.1498 EDN: EAVKSO

40. Ulfah Mediaty Arief, Indah Novi Yarman, Rizal Anas Khasbullah, Muhammad Naufal Farras, Fitria Ekarini, Anan Nugroho, Naufal Baihaqi Al Afkar. Improving mastery of “Mendeley” information technology to write scientific articles for vocational school teachers in Semarang. Proceedings of the 5th Vocational Education International Conference (VEIC-5 2023). Series Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2024. DOI: https://doi.org/10.2991/978-2-38476-198-2_37

41. Garbett K. Symbolic labour and the transfer of symbolic capital in the production of a ritual field among Korekore and Zezuru of Zimbabwe. Social Analysis: The International Journal of Social and Cultural Practice, 1987, no. 22, pp. 47–60.

42. Limna P. The impact of NVivo in qualitative research: perspectives from graduate students. Journal of Applied Learning & Teaching, 2023, vol. 6, no. 2. DOI: https://doi.org/10.37074/jalt.2023.6.2.17

43. Zhang H., Liu L., Li X., Sun Y. How doctoral students understand academic identity in China: a qualitative study based on the grounded theory. Education Sciences, 2024, vol. 14, Iss. 6, 575. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci14060575 EDN: IHAQGF

44. Zuheir N. Khlaif, Mageswaran Sanmugam, Amjad I. Joma, Ahmad Odeh, Kefah Barham. Factors influencing teacher’s technostress experienced in using emerging technology: a qualitative study. Technology, Knowledge and Learning, 2023, vol. 28, pp. 865–899. DOI: https://doi.org/10.1007/s10758-022-09607-9

45. Mhlongo S., Mbatha Kh., Ramatsetse B., Dlamini R. Challenges, opportunities, and prospects of adopting and using smart digital technologies in learning environments: an iterative review. Heliyon, 2023, vol. 9, no. 6, e16348. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e16348 EDN: RVBFVI

46. Voinea C.L., Van Kranenburg H. Feeling the squeeze: nonmarket institutional pressures and firm nonmarket strategies. Management International Review, 2018, vol. 58, pp. 705–741. DOI: https://doi.org/10.1007/s11575-018-0355-1 EDN: EUUMXJ

47. Capili B. Cross-sectional studies. American Journal of Nursing, 2021, vol. 121, no. 10, pp. 59–62. DOI: 10.1097/01.naj.0000794280.73744.fe EDN: QKGYBA

48. Zeleke A.A. Data quality and cost-effectiveness analyses of electronic and paper-based interviewer-administered public health surveys: systematic review. Journal of Medical Internet Research, 2021, vol. 23, no. 1, e21382. DOI:10.2196/21382

Скачать pdf

Для оптимальной работы сайта журнала и оптимизации его дизайна мы используем куки-файлы, а также сервис для сбора и статистического анализа данных о посещении Вами страниц сайта (Яндекс Метрика). Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование куки-файлов и указанного сервиса.