№ 1(16) (2015)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
В настоящей работе сформулирована проблема развития межнациональных и межкультурных отношений в России в контексте повышения конкурентоспособности такого важнейшего элемента национальной инновационной системы, как система высшего образования. Демографический кризис, переживаемый современной Россией, обуславливает необходимость привлечения иностранной студенческой молодежи. Расширение перечня народов, культур, религий, которые представлены среди студентов, обучающихся в российских вузах, имеет не только позитивные, но и негативные последствия. Констатация кризиса в применении известных подходов в регулировании межнациональных отношений, таких как интернационализм, ассимиляция, «плавильный котел», мультикультурализм, обусловила необходимость формирования новых идей в этой сфере. Представлено содержание относительно новых подходов в сфере регулирования межнациональных отношений: «интеркультурализм» и «поликультурализм». Оцениваются возможности и преимущества применения данных подходов в деятельности одного из основных институтов современного общества – в рамках системы высшего образования. Сделан вывод о том, что основными характеристиками поликультурной среды в образовании являются: открытость образования, поиск межкультурных взаимосвязей и синтез культур как основа для обеспечения подлинного диалога, поддержание культурного различия как условия взаимного развития, сохранение существующих ценностей и формирование новых ценностей через диалог культур, приверженность принципу активной коммуникации и творческой деятельности.