№ 3(42) (2021): Опубликован 30 сентября 2021 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/3(42)/1108
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ СОЦИАЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И КОНЦЕПЦИЯ ДОВЕРИЯ
Актуальность. В 1903 г. Ф.У. Тейлор писал, что причиной низкой производительности труда являются мысли и рассуждения, обусловленные общественными отношениями между предпринимателями и рабочими, и считал, что при условии их сотрудничества, взаимной помощи производительность последних может быть увеличена в среднем почти вдвое [1]. Проблема, сформулированная Ф.У. Тейлором, и поставленный им вопрос «Какие иные реформы… могут дать столько в направлении повышения благосостояния, уменьшения нищеты и облегчения страданий?» уже более ста лет оказывают мощное влияние на содержание исследовательских программ в области менеджмента. Однако многие из намеченных Ф.У. Тейлором задач все еще далеки от своего решения. Период социально-экономической нестабильности, вновь переживаемый страной в настоящее время, усиливает потребность в инструментах, активизирующих способность и готовность сотрудников выполнять возложенные на них задачи в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды. Цель исследования: проанализировать изменение представлений о роли социальности в системе знаний, требующее формирования новых подходов в управлении человеческими ресурсами. Методы: сравнение, обобщение и систематизация, в работе также используется аксиологический подход, предполагающий ценностное измерение исследуемых социокультурных явлений. Результаты: представлена система аргументов, свидетельствующих об усилении роли доверия как в организации общественной жизни в целом, так и в деятельности организации в частности. Показано, что «доверие» способствует упорядочению социальных взаимодействий в условиях трансформационных изменений (нарастания неопределенности и рисков в деятельности компании), когда снижаются возможности «уверенности» и «веры» как механизмов организации социальной жизни. Возрастанию роли фактора «доверие» также способствуют разделение труда, делегирование полномочий, сложность и «непрозрачность» организационных и технических систем. Вывод: более существенную роль начинает играть фактор «доверие» в функционировании системы управления организацией.
.
Ключевые слова:
Управление организацией, доверие, человеческие ресурсы, трансформация социальности, социально-психологические аспекты управления