№ 3(42) (2021): Опубликован 30 сентября 2021 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/3(42)/1122
СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПОСТАПОКАЛИПСИСА В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Актуальность. Тотальная экспансия экранной культуры создает новые тренды, которые обуславливают возникновение новой антропологической ситуации. Современный человек перестает наслаждаться привычными образами, связывающими его фантазии с реальностью. Он намеренно и демонстративно стремится окружить себя деструктивными образами, всякий раз подчеркивающими усугубляющуюся остроту проблем современной цивилизации. Поэтому появление и бурное развитие жанра постапокалипсиса выступают визуализацией фантазий обывателя по поводу острой необходимости прекращения страданий человека и природы в рамках сложившихся форм цивилизационной коммуникации. Цель: проанализировать своеобразие постапокалиптических сюжетов в современном искусстве и кинематографе, опирающихся на теоретическое наследие новейшего времени. Методы: компаративистский, психоаналитический и семиотический методы интерпретации широкого поля современной массовой культуры. Результаты: идея конца истории приобрела особую актуальность в начале ХХ в., когда в Европе разразился всесторонний социокультурный кризис. Выдающиеся умы попытались ответить на сложнейшие противоречия, с которыми впервые столкнулось человечество. Нарастающие социальные противоречия все чаще начинают рассматриваться как знаки грядущего конца цивилизации, которая погрязла в унификации, безответственности власти и пассивности масс. Такая рефлексия подготовила формирование художественного опыта визуализации фундаментальных противоречий цивилизации, которые особенно обострились на рубеже XX−XXI вв. Несмотря на преимущественно досуговый характер современного массового искусства, оно избирает именно эту тему в качестве магистрального направления своего развития. Литература, музыка, живопись, комиксы, анимация и компьютерные игры активно используют сюжеты конца истории для воссоздания напряженного ожидания неминуемой расплаты человечества за безответственное отношение к природе и человеку. Современная киноиндустрия занимает особое место в решении этой задачи, поскольку в ее распоряжении находятся исключительные выразительные средства и наиболее массовая аудитория. Выводы: фантастическая популярность темы постапокалипсиса выходит за рамки обычных культурных индустрий и уверенно превращается в форму идеологической визуализации ключевых социокультурных противоречий эпохи. Подобная управленческая технология расценивается авторами как пропедевтика нового качества современной цивилизации, насильственно разрывающей генетические связи с природой, культурой и традицией.
Ключевые слова:
Постапокалипсис, идеология, искусство, массовая культура, кинематограф, кризис цивилизации, конец истории