№ 4(43) (2021): Декабрьский номер

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2021/4(43)/1128

КОНЦЕПЦИЯ ТЕРРОРИЗМА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (в печати)

Актуальность. Рост масштабов террористических проявлений в начале XXI в. становится характерной особенностью современной эпохи. Сегодня недостаточно исследовано философско-культурологическое, культурно-антропологическое и религиоведческое пространство феномена терроризма. Поэтому необходимо исследовать феномен терроризма и в этих аспектах. Это поможет в дальнейшем, используя инструменты культурного воздействия на сознание широких людских масс в области антитеррора, успешно преодолеть это опасное социальное явление. Цель статьи – представить результаты исследования терроризма как специфического социокультурного феномена. Методология. В рамках проведённого исследования, при анализе источников автором были выявлены недостатки в изучении терроризма (в теоретическом и практическом форматах) как специфического социокультурного феномена. Автором рекомендована концептуальная теория феномена терроризма как явления из социокультурных научных знаний, имеющего свои индивидуально-специфические культурные начала и корни. По результатам исследования установлено, что терроризм представляет собой явление общественной жизни, который необходимо рассматривать как продукт двух начал, равноценных по своему характеру – социального и культурного. В этом случае он будет выступать как специфический социокультурный феномен. Было выявлено, что действие терроризма происходит не только с другого территориального пространства, но и из другого культурно-исторического времени или события. В результате соединения двух важнейших предпосылок – социальных и культурных, в итоге получаем появление в обществе терроризма как специфического социокультурного феномена. Вывод: Терроризм в современном мире являет собой глобальный вызов человеческой цивилизации от другого мира – деструкционного социокультурного. Культура в её исторической ипостаси существует в конкретном культурно-цивилизационном времени и персонифицировании в антропологической конкретности. Человек постмодерна, утративший сакрально-символическую оболочку, продуцирует её замену – блеф, явление, привносящее анормальные, противоестественные формы. Одна из них – терроризм. Практическую деятельность бóльшей части общества по преодолению проявлений терроризма необходимо вести наступательно, при этом необходимо интегрировать диаметральные ему образы культуры.

Ключевые слова:

терроризм, концепция, социокультурный феномен, культура, насилие, устрашение, культурная матрица, социальные силы

Авторы:

Владимир Алексеевич Пономарёв