Том 45 № 2 (2022): Июньский номер

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2022/2/1159

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ, ПРАВОВАЯ И ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В статье рассматривается проблематика интегрирования искусственного интеллекта (далее – ИИ) в правовое и этическое поле, а также вопросы, связанные с экзистенциальным статусом данного феномена. Анализируются возможные вариации экзистенциальных, правовых и этических статусов ИИ, при этом принимаются во внимание особенности объекта исследования, в частности его потенциальное наличие как в слабой, так и сильной форме. Цель работы: моделирование основных специфик и проблемных моментов внедрения ИИ в сферы, в которых господствующим субъектом является человек. В исследовании предпочтение отдаётся сильной его форме, т. к. именно при наличии такой онтологической единицы возникает проблематика в области права, морали и существования (взаимоотношения человека и ИИ). Экзистенциальная проблема связана с возможностью присвоения ИИ определённого статуса: равного человеку, тождественного ему, стоящего выше/ниже человека и т. д. Правовой вопрос связан с экзистенциальным, поэтому некоторые спорные моменты (например, назначаемого статуса) пересекаются. Кроме того, актуальным является в данном проблемном поле юридическая легитимность самости ИИ, а также проистекающие из этого необходимые изменения законодательства. Этическая дилемма связана с вопросом о формировании и возможности морали у ИИ. Методика исследования: диалектический метод, который даёт возможность выявить и проанализировать противоречия, возникающие как внутри самого феномена ИИ, так и в рамках его гипотетического внедрения в социум и экзистенцию индивида; метод моделирования способствует формированию комплекса представлений о проблемных моментах и возможных кризисных ситуациях, которые могут быть вызваны интегрированием ИИ в социум, в частности в своей сильной форме; метод анализа и синтеза позволяет глубже проникнуть в суть проблемы, связанной с присвоением ему статуса онтологической (экзистенциальной) единицы; этический подход помогает проанализировать возможность создания «запрограммированной морали»,  вместе с психологическим подходом он предполагает формирование представлений о потенциальных сложностях взаимоотношения человека и ИИ, имеющего статус личности. Результаты: принципы комфорта и безопасности, а также принцип  антропоморфной организации ИИ являются доминирующими (репрессивными); технологическая сингулярность, в частности инициированная появлением ИИ, имеет ряд требований для своей реализации (не только динамика, но и частота, глубина интеграции); массовость и страх нововведений как ингибитор становления научно-технического прогресса, в том числе появления сильного ИИ; инструментальный характер снимает необходимость рассмотрения отношения к ИИ как бытие-с-другим. В аспекте сильного ИИ возникает проблема существования с другим-как-иным и вытекающая из этого невозможность тождества «другого» и «иного»; правовая проблематика представлена рядом спорных моментов: гражданство сильного ИИ, его социально-юридический статус, необходимость отдельных законодательных актов и т. д.; несостоятельность антропоморфного идеала/эталона для ИИ и концепции «запрограммированной морали».

Ключевые слова:

Искусственный интеллект, экзистенция, мораль, право, бытие с другим-как-иным, технологическая сингулярность, идеал и эталон, совершенно иное, социум

Авторы:

Николай Иванович Петев

Скачать pdf