Том 47 № 4 (2022): Опубликован 26 декабря 2022 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2022/4/1325
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДНЫЕ ИГРЫ ОНЛАЙН В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ПРОЕКТА «ПОКОРИ СВОЮ ВЫСОТУ» В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА
Актуальность статьи обусловлена изменениями в деятельности стационарных учреждений социального обслуживания в связи с введением режима карантина в 2020−2022 гг. Адаптация к новым условиям жизнедеятельности, коммуникаций и активности в пандемическом и постпандемическом мире привела к оформлению новых технологий организации досуга, развития и участия жителей домов-интернатов.
Цель: анализ опыта реализации и научного мониторинга проекта организации интеллектуальных командных игр онлайн в условиях пандемических и постпандемических ограничений на базе стационарных учреждений социального обслуживания в Ростовской области.
Методы: системный и сравнительный подход, метод анкетного опроса, экспертные опросы и обсуждения, методика исследования субъективного благополучия и изучения профессионального выгорания.
Результаты: в рамках партнерства «Автономной некоммерческой организации помощи пожилым людям и инвалидам “Старость в радость”. Ростов-на-Дону», кафедры социальных технологий Южного федерального университета и десяти стационарных учреждений социального обслуживания Ростовской области (дома-интернаты и психоневрологические интернаты) в 2022 г. был реализован проект «Покори свою высоту». Суть проекта заключалась в организации серии интеллектуальных командных игр в стиле «Что? Где? Когда?» в онлайн-формате в условиях социальных стационаров в период карантина и вынужденной изоляции. С целью объективной и обоснованной оценки результативности проекта, его положительных эффектов для участников, сотрудников и учреждений проводился научный мониторинг (на входе и выходе).
Выводы: в ходе вовлечения в проект повысились когнитивная и социальная активность, субъективное благополучие и самооценка жителей интернатов, интенсивность и качество коммуникаций между благополучателями и специалистами; отмечаются улучшение социально-психологического климата, информационно-методической инфраструктуры и социокультурной среды учреждений, рост солидарности, профессиональной самооценки специалистов и снижение рисков выгорания.
Ключевые слова:
Интеллектуальные командные игры, стационарные учреждения социального обслуживания населения, дом-интернат, психоневрологический интернат, социальный проект, научный мониторинг, субъективное благополучие, профессиональное выгорание