Том 47 № 4 (2022): Опубликован 26 декабря 2022 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2022/4/1382

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Позитивный эмоциональный фон отражается на переживании личностью своего благополучия. Чувства маркируют его как личностную диспозицию, характеризующуюся удовлетворенностью, состоянием счастья, ощущением целостности личности, внутреннего равновесия и гармонии. В зарубежных исследованиях субъективное благополучие и психологическое рассматриваются как отдельные конструкты, а в отечественных – нет четкого разграничения. В работе приводятся зарубежные и отечественные модели благополучия и шкалы его измерения. Интегрирующей дефиницией гедонистического и эвдемонистического подходов выступает «эмоционально-личностное благополучие», где личностная составляющая близка к психологическому благополучию, а эмоциональная − к субъективному. Особое значение имеет ощущение собственного благополучия для педагогов, которые постоянно сталкиваются с необходимостью активной перестройки и ростом требований. Это провоцирует стресс, эмоциональное истощение и, как правило, снижает уровень психологического благополучия. Цель исследования, проведенного в январе 2022 года, − комплексная оценка уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов высшей школы, который оказывает влияние на качество их профессиональной деятельности, овладение необходимыми компетенциями и стрессоустойчивость личности. По результатам обработки массива данных показано, что у испытуемых более выражен эмоциональный аспект, соотносящийся с субъективным благополучием. Была выявлена высоко значимая статистически положительная связь уровня эмоционально-личностного благополучия с уровнем эмоционального интеллекта (r = 0,471; р ≤ 0,01). Это позволило сделать вывод о том, что чем выше у преподавателей уровень эмоционального интеллекта, тем выше эмоционально-личностное благополучие, удовлетворенность собой, собственной жизнью, позитивность восприятия окружающего мира и другие показатели. Выявлена группа риска, нуждающаяся в целенаправленной оптимизации эмоционально-личностного сферы.

Ключевые слова:

Модели благополучия, психологическое благополучие, субъективное благополучие, эмоционально-личное благополучие, эмоциональный интеллект, педагог, профессиональное выгорание, стрессоустойчивость

Авторы:

Елена Викторовна Родионова

Татьяна Васильевна Конюхова

Скачать pdf