Том 50 № 3 (2023): Опубликован 30 сентября 2023 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2023/3/1615

САКРАЛИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ КАК СПОСОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ПРОШЛОГО В ЭПОХУ МЕТАМОДЕРНА

Актуальность: статья посвящена анализу новых стратегий идеологии в работе с коллективными представлениями о прошлом в обществах метамодерна. Затрагиваются вопросы, связанные с трансформацией структуры и содержания идеологии, изменением главного объекта её воздействия и новыми инструментами в управлении коллективным сознанием и бессознательным. Главной гипотезой статьи является предположение о том, что для обществ метамодерна характерна не деидеологизация, а, скорее, кризис идеологии, выразившийся в недоверии и подозрительности к власти, отвержении предшествующих метанарративов, которые составляли фундамент идеологий и обеспечивали легитимность власти в предшествующие периоды. Цель: показать, что основным объектом воздействия новых идеологий в обществах метамодерна оказывается не человек как свободная личность, а коллективная память. В первой трети XXI в. выстраивается новая политическая онтология, центральное место в которой занимает история. Тезис статьи заключается в утверждении, что новые гибридные формы идеологии работают не с историческим сознанием, а с содержаниями коллективной памяти. Для идеологии традиционно характерно переписывание прошлого, однако в эпоху метамодерна её работа проявляется в целенаправленном и сознательном процессе сакрализации коллективной памяти, который разворачивается одновременно с процессами десакрализации коллективных представлений о прошлом. Эти процессы имеют свои специфические особенности в зависимости от политических режимов. Рассмотрены основные процессы сакрализации исторической памяти в авторитарных/тоталитарных и демократических обществах. Показано, что целью сакрализации как идеологического инструмента в авторитарных/тоталитарных обществах является легитимация власти, поддержание коллективной идентичности и повышение патриотических настроений масс. Методы: системный подход, герменевтика, феноменологический метод. Выводы: общества метамодерна не являются деидеологизированными. Идеологический комплекс как набор интеллектуальных стратегий сохраняет свой функционал, но переходит в новые формы существования, доминирующей из которых становится теневая, латентная идеология. Её основными институтами становятся историческая политика и политика памяти. Теневая идеология выстраивает свою работу с коллективными представлениями как скрытую, неочевидную, требующую расшифровки и реконструкции. Однако ей удается эффективно сформировать конкретные поведенческие установки и паттерны у широких масс в ограниченный период времени. Посредством набора практик по работе с коллективной памятью латентная идеология канонизирует определенную традицию, фиксируя её в виде канона священных текстов, мемориальной культуры памятных мест и дат, ритуальных действий и обрядов. Историческое прошлое становится для идеологии материалом, открывающим широкие возможности для манипуляций коллективными представлениями, мотивацией и оценками социальных групп.

Ключевые слова:

сакрализация, десакрализация, политическая идеология, коллективная память, деидеологизация, политика памяти

Авторы:

Наталия Сергеевна Корнющенко-Ермолаева

Скачать pdf