Том 51 № 4 (2023): Опубликован 30 декабря 2023 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2023/4/1689
Формирование компетенций участников студенческих научных объединений в системе «вуз–работодатель» на примере Иркутского национального исследовательского технического университета
Актуальность: статья посвящена анализу роли научно-исследовательской деятельности в становлении
и развитии профессиональных и личностных компетенций обучающихся вузов, а также исследованию
особенностей их профессиональной мотивации в процессе взаимодействия в системе «вуз−работодатель−студент». Эти компоненты обучения в вузе являются ключевыми для формирования
профессиональных знаний, умений и навыков студентов, а также их интереса и потребности в дальнейшем росте собственного потенциала. Цель: проанализировать особенности формирования компетенций студентов в ходе их участия в научно-исследовательской работе; выявить мотивацию их деятельности в студенческих научных объединениях; определить оценки научно-исследовательской и учебной деятельности, а также их взгляды на свое профессиональное будущее. Методы: количественная стратегия социологического исследования, метод анкетирования. В ходе опроса соблюдались все процедурные требования к реализации метода анкетирования в практике эмпирического исследования. Выборка – репрезентативная, сплошная, опрошены все студенты, являющиеся участниками студенческих научных объединений Иркутского национального исследовательского технического университета. Результаты: определены компетенции и ценности, являющиеся базовыми для формирования профессионализма студента – будущего участника взаимодействия на рынке труда. Оценена роль системы взаимодействия «вуз–работодатель–студент». Сотрудничество вуза и работодателей в целом может рассматриваться как перспективное и эффективное направление, усиливающее процесс формирования научно-исследовательских и профессиональных компетенций студентов. Успешность функционирования данной системы отношений в рамках вузовской среды напрямую влияет на развитие профессиональной мотивации обучающихся.
Ключевые слова:
Компетенции, взаимодействие, вуз, профессиональная мотивация, работодатель