Том 51 № 4 (2023): Опубликован 30 декабря 2023 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2023/4/1704
Университет средневековья: контекст интеллектуальных и культурных традиций. Часть II
В статье показано, что благодаря высоким стандартам преподавания диалектики и теологии Парижский университет приобретает к концу XII в. всеобщую известность. Париж утвердился в статусе главного научного центра Европы, оплота католической веры, «города книг и ученых». Сфера университетского образования, по мнению автора, получает мощный импульс развития за счет интенсивного использования переводной латинской классики, переводов греческих и арабских сочинений – тех источников, которые были ассимилированы латинской христианизированной культурой. На приоритетные позиции в образовательном сегменте университета Средневековья выходят философия и логика. Уже существовал платонизм, открытый тому влиянию, которое шло от Прокла и Авиценны. К началу XIII в. в университетском образовании формируется новая культурная парадигма, сочетающая в себе грамматические основы латыни («восстание» логизированной грамматики), логику, философию Аристотеля. Изящная словесность уходит на второй план в сравнении с теологией и схоластической философией (ситуацию изменит XIV в., век высокого стиля, плодотворный для философии и теологии, подготовивший интеллектуальный переворот XV и XVI вв., связанный с именем Петрарки, «князя красноречия»). Раскрыта роль и обозначена специфика лекции и диспута, охарактеризован потенциал методов комментирования и вопрошания (quaestio) в процессах университетского образования Средневековья.
Ключевые слова:
Латинская патристическая культура, доктринальный синтез, оплот католической веры, романский ренессанс, ранняя схоластика, платонизм, изящная словесность, интеллектуальный переворот, теология, схоластика, логизированная грамматика, лекция, диспут, методы комментирования и вопрошания (quaestio)