Том 53 № 1 (2025): Опубликован 30 марта 2025 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2025/1/1705

Специфика мифологии масс

В статье рассматривается проблематика массовой мифологии как феномена современной культуры и сознания индивида. Автор выявляет и анализирует специфические черты и условия формирования массовых (искусственных) мифологем, а также трансформацию различных феноменов, которые наполняются новым содержанием. Также рассматривается транспозиция «нуминозного», для которого традиционной является область религиозного, в нерелигиозные сферы. Цель: выявить внутреннее содержание мифологии масс, причины и условия её актуализации, а также установить метаморфозы, которые она инициирует. Интегрирование массовых мифов имеет двухстороннее последствие: с одной стороны, переход «сакрального» в иные сферы, что предполагает компенсацию при кризисе религиозных систем, с другой – очевидным становится интенсификация процесса маргинализации «священного» и связанного с ним понятий и явлений. Важным аспектом является проблематика новаторства и собственно производительных способностей массовой мифологии. Особенность данного процесса, а также использование определённых «ресурсов» обуславливают содержание создаваемого продукта. Он, в свою очередь, репрезентирует архитектонику мифологии масс, что создаёт благотворную почву для её развития и интеграции в сознание индивида. Методы: диалектический метод, позволяющий выявить и проанализировать те противоречия, которые присутствуют в рамках реализации массовых мифологем, в частности соотношение пассивности и динамизма, прогресса и маргинализации и т. д.; метод моделирования, способствующий формированию представления о массовой мифологии как динамичной целостной системе, которая постоянно изменяется в зависимости от этиологического и телеологического примата; метод анализа и синтеза, позволяющий глубже проникнуть в суть проблемы, связанной с формированием и интегрированием массовых мифологем, а также выявить причины и условия возникновения и развития массовой мифологии; психологический подход, делает возможным выявить основные компоненты данной мифологии, которые эффективнее и успешнее воспринимаются массами. Религиоведческий подход применялся при рассмотрении таких феноменов, как «сакральность», «чудо» и т. д., а также при анализе, собственно, явления массовой мифологии. Результаты: выявлены условия формирования массовых мифологем, такие как доступность, отсутствие вариативности, каналы передачи и т. д.; обнаружено отсутствие непосредственно производственных сил массовой мифологии; установлены метаморфозы такого феномена, как время, в парадигме его определения как ресурса в аспекте динамизма; определена искусственная и спекулятивная драпировка рациональностью некоторых положений массовых мифологем; проанализированы концепции скорости и динамизма в области формирования массовой мифологии, имеющие императивный характер; выявлены такие черты, как дискретность и фрагментарность, присущие сознанию индивида в парадигме влияния мифологии масс; установлен процесс транспозиции «сакрального» в рамках актуализации мифологии масс, а также факт снятия такого его качества, как чуждость; выявлена тенденция массовой мифологии к формированию автономной реальности; проанализировано соотношение императивности активности мифологии масс и пассивности массового индивида.

Ключевые слова:

массовая мифология, время и пространство, производство, ресурсы, «сакральное», чудеса, массы, социум

Авторы:

Н.И. Петев

Скачать pdf

Для оптимальной работы сайта журнала и оптимизации его дизайна мы используем куки-файлы, а также сервис для сбора и статистического анализа данных о посещении Вами страниц сайта (Яндекс Метрика). Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на использование куки-файлов и указанного сервиса.