№ 4(19) (2015)

ПЕРЕСМОТР НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ ИСКУССТВЕННЫХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИБИРИ

Актуальность. Транспортные коридоры Сибири, в первую очередь речные системы, начиная с XVIII в., обеспечивают транзитное грузовое движение из Азии в Европу. Еще в XIX в. уникальное географическое положение России способствовало возникновению проектов организации трансконтинентального логистического коридора по сибирским рекам и связывающим их каналам. Не всегда удачная реализация подобных инфраструктурных проектов в XIX‒XX вв. не аннулировала их привлекательности для российских властей и бизнеса. В статье осуществлен сравнительный анализ условий обеспечения транзитного сообщения по сибирским рекам в конце XIX в., на примере строительства Обь-Енисейского канала, и в современной экономической ситуации России. Авторы предпринимают попытку выяснить, являются ли причины, отправляющие речной транспорт в «группу риска», системными, историческими, или это следствие неэффективного управления конца XX в. Цель статьи – определить степень решенности или решаемости в настоящее время тех проблем, которые сдерживали развитие водного транспорта в конце XIX – начале XX в., и оценить конкурентоспособность речного транспорта в современных условиях возрастания нагрузок на транспортную инфраструктуру Сибири. Результаты исследования. В работе выявлено три кластера системных проблем сибирского водного транспорта – проектно-технологический, организационно-управленческий и природно-географический. Результаты показывают, что решение технологических и управленческих проблем, а также снижение издержек эксплуатации водного транспорта не привело к увеличению объемов грузопотока по сибирским рекам. С решением технических задач на первый план вышли экономические и природно-географические факторы.

Авторы:

Вера Валентиновна Агеева

Илья Александрович Агеев

Екатерина Андреевна Шильцова

Скачать PDF