№ 2(17) (2015)
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ТРУДОВОГО ПРАВА В ПРОБЛЕМАТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО–ТРУДОВЫХ ПРАВ
Автором исследуются понятие, природа, содержание феномена юридических препятствий в реализации социально-трудовых прав и законных интересов. В качестве критерия для квалификации трудоправовых явлений как юридических препятствий предлагается конструкция интересов трех субъектов – работника, работодателя и государства. В статье отмечаются принципиальные недостатки традиционного для отечественного правотворчества нормативистского подхода. В качестве метода преодоления юридических препятствий предлагается инструментарий социологической школы трудового права. Социологическая школа отрасли трудового права делает акцент на анализ закономерностей, вызывающих трудовые нормы к жизни, а также на изучение причин их закрепления в действующем законодательстве. Автором предлагается критерий для определения того или иного правового явления как юридического препятствия. Таким критерием названа конструкция интересов работника, работодателя и государства. Отмечается внутриотраслевая уникальность юридических трудоправовых препятствий. Для научного анализа привлекаются материалы социологических опросов. Делается вывод о недостаточном учете законодателем неформальных факторов бытования отношений по труду в российском обществе. На примере конкретных юридических норм и правовых актов характеризуется конструктивный потенциал социологического подхода в разрешении коллизий отрасли российского трудового права.