№ 4(31) (2018)
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ В АРКТИКЕ
Рассматривается история разработки и применения в сравнительных международных исследованиях такого показателя, как качество жизни. Вначале в качестве критерия взяли ВВП на душу населения, затем расширили количество составляющих критерия, добавив степень свободы от бедности, социального неравенства, доступа к образованию, здравоохранению. И, наконец, после изучения опыта Бутана по измерению качества жизни моделью валового национального счастья с 2013 г. ООН официально утвердил этот показатель. В 2017 г. Финляндия занимает 1-е место, Россия – 59-е, Бурунди – 156-е. Однако оказалось, что объективные индикаторы в показателе качества жизни не дают полную картину. Они (индикаторы) должны получить эмоциональную оценку личности, т. к. мир творит мозг. Генетические и социогенетические программы человека индивидуально оценивают объективный мир, вынося ему окончательную оценку понятиями «удовлетворённость–неудовлетворённость», «счастлив–несчастлив». Изложены все трудности современной социологии на пути к измерению самочувствия индивида. Особое место в статье отведено проблеме качества жизни в Арктике, которая имеет семь принципиальных отличий от средней полосы России. Изучение качества жизни требует построения исследовательской модели на анализе и синтезе концепций общественного развития, технологических параметров эволюции производственной среды и роли человека в обществе. Исследование качества жизни возможно на основе положений, сложившихся в экономической науке школ и направлений, антропоцентрических теорий социализации и гуманизации труда, устойчивого развития и благосостояния, человеческого капитала.