№ 1(32) (2019)
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУНЕТА. ЧАСТЬ II
Статья посвящена проблематике психологии молодежного экстремизма в современном обществе и является продолжением авторской аналитики по этой проблеме. Объектом исследования выступает концепт молодежного экстремизма, предметом – его структурно-содержательные характеристики. Цель – определение и систематизация структурно-содержательных характеристик концепта молодежного экстремизма, отраженных на русскоязычных интернет-ресурсах, доступных для индексации поисковиками. Представляемая исследовательская модель характеризуется междисциплинарым подходом, заключающимся в продуктивной эклектике взаимопроникновения и взаимосогласования постулатов-априорий различных дисциплинарных моделей – общепсихологической теории
субъектности и теории личности, культурологических и языковых моделей. Методика исследования заключается в частотно-тематическом анализе сопряженности термина «экстремизм» с результатами дискурсивных практик, представленными в Рунете. Представлены результаты проведенного анализа эмоционально-аксиологических смысловых концептов в контексте отображения молодежного экстремизма в информационном поле Рунета. В результате психолингвистического эксперимента по анализу дискурсивных практик молодежного экстремизма было выявлено 14 аксиологических (оценочных) оппозиций, раскрытых в виде смысловых концептов, которые позволяют отобразить культурно-идеологический фон интерпретаций экстремизма различными акторами. Через анализ дискурсивных практик опосредованно обнаружены тенденции, детерминанты и факторы формирования экстремистских установок молодежи. Результаты могут служить основой разработки социально-психологических и образовательных средств противодействия молодежному экстремизму в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий.
Ключевые слова:
Молодежный экстремизм, конструкт-концепт, семантическое пространство, Интернет, дискурсивные практики