№ 1(32) (2019)
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ Е-КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена анализу управления ориентацией субъекта в семантическом поле современной е-культуры. Актуальной задачей социальной теории в междисциплинарной области является исследование механизмов влияния информационной среды на сознание и подсознание человека. Цель статьи – выявление скрытого ресурса управления массовым сознанием в информационном поле. Исходной позицией анализа служит положение об управляющем характере информационного воздействия на сознание в процессах социальной адаптации человека. Специфика матричного управления массовым сознанием раскрывается на основании топологического подхода, подчеркивающего роль инфосферы медиасреды как фактора социального контроля. Методы исследования: социокогнитивный и системно-аналитический, позволяющие реализовать междисциплинарный синтез
социального и феноменологического аспектов в исследовании контроля массового сознания в практиках фрейминга. Результаты. Показаны возможности матрицы здравого смысла в контроле когнитивной ориентации пользователя в сетевой среде на примере проектирования блогов. Подчеркивается, что ориентации в сетевом социуме реализуются в иерархически организованных информационных средах, на разных уровнях восприятия информации (перцептивном, когнитивном, рефлексивном). Выводы. Скрытый социальный контроль массового сознания осуществляется через фоновое знание, которое выступает ресурсом матричного управления. Однако при высоком пороге сложности глобальной сети не возможен тотальный контроль поведения социотехнических элементов инфосферы, а также тотальный контроль в отношении когнитивной ориентации субъекта в виртуальном поле.
Ключевые слова:
Коммуникация, инфосфера, социальный контроль, когнитивная ориентация, фрейминг, массовое сознание