№ 4(35) (2019)
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2019/4(35)/994
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Актуальность исследования заключается в отсутствии философского анализа структурных элементов управленческого сознания как формы общественного сознания. Не выявлены черты корпоративной, организационной, управленческой культуры и организационного поведения, которые могут способствовать преодолению социального кризиса в управлении социальными системами. Цель: проведение социально-философского анализа структурных элементов общественного сознания. Методы: анализа, синтеза, систематизации, обобщения и сравнения. Результаты отражают научную значимость работы, которая заключается в раскрытии сущности понятия культур подмены (культура как носитель кризиса в управлении и движущая сила) и культур развития (совершенствование процессов управления), которые являются базой для формирования корпоративной, организационной и управленческой культуры. Также автор вводит в научный оборот определения понятий организационной, управленческой, корпоративной культуры и организационного поведения. В ходе проведенного анализа структурных элементов управленческого сознания были выявлены факторы, способствующие формированию культур и поведения организации. Практическая составляющая проведенного исследования заключается в том, что социально-философский анализ структурных элементов управленческого сознания позволяет повысить значение управленческого сознания в решении сложных управленческих задач. В свою очередь, управленческое сознание как новая форма общественного сознания будет способствовать развитию методов, процедур, подходов, которые разрабатываются и совершенствуются в теории менеджмента. Все это связано с пониманием современного человека как носителя управленческого сознания (ценностями и ценностными ориентациями человека, которые выявляют, развивают и реализуют индивидуальность менеджера). Социально-философский анализ управленческого сознания и его элементов имеет большое значение, как теоретическое, так и практическое. Данное исследование – это вклад в методологическую базу социальной философии, теории менеджмента, культурологии, социологии. Автор придерживается положения о том, что выводы исследования могут быть использованы в дальнейшем для изучения культур организации, технологий формирования культур и методик организационного поведения, а также особенностей их взаимосвязи.
Ключевые слова:
Организационная культура, управленческая культура, корпоративная культура, управленческое сознание, организационное поведение, культура подмены, культура развития