Том 51 № 4 (2023): Опубликован 30 декабря 2023 г.

DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2023/4/1678

Особенности социального портрета студента вуза

Имидж – социологическая категория, которая тесно связана с теорией социальной стратификации. Сфера управления имиджем − вопрос стратегический. Кроме того, это проблематика, которая охватывает разные сферы научного знания: социологию, социологию управления, социологию коммуникаций, менеджмент, маркетинг (образовательный маркетинг) и пр. Вузы в России как социальные организации начали заниматься формированием имиджа лишь с 2010 г., когда госсектор приступил к внедрению проектного подхода в сфере государственного и муниципального управления. В частности, требования по формированию и продвижению имиджа вуза начали появляться в рамках федеральных образовательных проектов, например Проект 5-100 (2012−2020 гг.), программа «Приоритет-2030» (2021 г. по н. в.). Поэтому вопросы стратегического планирования в сфере управления имиджем образовательной организации являются достаточно новыми для отечественной науки. Имиджевые аспекты с точки зрения социологии управления и социологии коммуникаций изучены мало. Теория и практика стратегического планирования в сфере управления имиджем образовательной организации недостаточно внимания уделяет первому важному этапу планирования − анализу получателей и трансляторов имиджа вуза. Цель: анализ временной изменчивости и степени универсальности ключевых критериев социального портрета студента вуза на основе первичных и вторичных социологических исследований. Методы: классические общенаучные методы − анализ, синтез, дедукция и индукция; инструментарий расчетной части (аппарат выявления статистических зависимостей); анкетирование, анализ документов, сравнительный анализ и анализ вторичной информации. Результаты: социальный портрет студента вуза − это устойчивая и специфичная информационная база. Основные количественные и качественные характеристики студентов вуза (трансляторов и получателей имиджа вуза) совпадают (характеристики типичны). При этом социальный портрет студента в каждом вузе отличается, что позволяет дифференцировать получателей и трансляторов имиджа, а также сформировать имиджевую политику вуза на определенный сегмент потребителя образовательных услуг. Выводы: процесс стратегического планирования имиджевой политики образовательной организации должен начинаться с этапа социологического исследования, результатом которого должно стать многокритериальное выделение специфического сегмента потребителей на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова:

Имиджевая политика, стратегическое планирование, социальный портрет студента, высшее учебное заведение, имидж организации, образовательный маркетинг

Авторы:

М.Г. Гильдингерш

А.А. Шадрин

Скачать pdf