Том 53 № 2 (2025): Опубликован 30 июня 2025 г.
DOI https://doi.org/10.18799/26584956/2025/2/1938
Потребительские практики россиян в сфере туризма
Актуальность: потребительские практики россиян в сфере туризма требуют отдельного внимания исследователей, так как предикторы потребительского выбора туристических продуктов неочевидны. Цель: исследование потребительских практик в сфере туризма путем построения индекса потребительских практик и выявления факторов влияния на потребительское поведение в сфере туризма. Методы: индексный метод для выявления факторов потребительского поведения в сфере туризма и туристической привлекательности регионов, а также методы статистического анализа данных по турпотоку России в разрезе федеральных округов на основе данных Росстата за 2022−2023 гг. Результаты: выявлено, что оценка туристической привлекательности выше в Центральном федеральном округе (3,5), Северо‐западном федеральном округе (2,0) и Южном федеральном округе (1,7). Ключевыми факторами, влияющими на потребительские практики в туристической сфере, являются экологическая устойчивость (3,3) и экономическая стабильность региона (2,3). Эти параметры формируют не только спрос на туристические продукты, но и предпочтения клиентов по выбору направлений. Устойчивость экосистемы, наличие чистых природных ресурсов и отсутствие загрязнения становятся важнейшими критериями для современного туриста, что подчеркивает возросшую осведомленность и ответственность потребителей. Выводы: туроператоры, предлагая оригинальные и экологически устойчивые продукты, проявляют способность соответствовать формирующимся практикам потребления в сфере туризма. Это станет ключевым аспектом для привлечения и удержания туристов, залогом привлекательности туристического сектора, что будет способствовать не только экономическому развитию, но и сохранению культурного и природного наследия России.
Ключевые слова:
потребительские практики, туристическая привлекательность, региональная экономика, региональный туризм, факторы развития туризма, оценка туристической привлекательности, индекс потребительских практик сonsumer practices, tourist attraction, regional economy, local tourism, factors influencing tourism development, tourist attraction index, consumer practices index